Свежими досками пахнет забор посреди зала столичного "Мыстецкого Арсенала". На изгороди — картины и подпись "Сычик + Хрущик". 12 июня здесь открыли выставку "Одесская школа". Представили около 500 работ тамошних художников, несколько спецпроектов. "Заборная выставка" воспроизводит события 1967-го.
Тогда одесские художники Станислав Сычев и Валентин Хрущ повесили свои полотна на строительном ограждении возле оперного театра. В галерее художникам выставляться не позволяли. Заборная выставка длилась 3 часа, а потом милиция разогнала художников и зрителей. Через семь лет в Москве экспозицию под открытым небом неугодных власти мастеров ликвидировали уже бульдозерами.
Мимо забора проходит одесский художник Вадим Гринберг, 66 лет, в белом костюме и черной рубашке. В ухе у него серебряная сережка в форме женской туфельки на длинной цепочке.
— Я прожил 20 лет в Голливуде и вернулся в Одессу, — рассказывает. На шее украшение собственного авторства — серебряный грецкий орех, на котором сплетены человеческие фигуры. — Вернулся, потому что люблю этот город. А во-вторых — встретил новую жену. Ей 29, она родила мне дочь Лучиану, которой 5 лет. Поэтому Одесса — хороший город. Голливуд был для меня чужой, это искусственная мечта. Одесситы проще и добрее. К сожалению, сейчас здесь много плебейства. Уехало много истинных одесситов. Новые жители становятся падки на деньги. Но Одессе ничего не грозит. Это — птица феникс, который сгорает и возрождается из пепла.
В конце последнего зала медленно вращаются три металлических работы Гринберга. Округлые, диаметром по полметра. Одна — золотистый знак доллара, вторая — цветные олимпийские кольца. Серебряная звезда Давида также сложена из колец. Ее очертания проявляются благодаря движению.
— Звезда — равноправная вещь. А олимпийские кольца отжили свое, они похожи на цепи, — комментирует автор.
Неподалеку проходит художница и искусствовед Ольга Петрова, 71 год. Переспрашивает, кто этот художник. Когда узнает, какие работы ему принадлежат, говорит:
— Это мне очень не нравится.
Полтора месяца назад была в Одессе.
— Меня гостеприимно принимали. Одесские художники очень товарищеские, — рассказывает Ольга Петрова. — Они не такие спесивые, как киевские. Конечно, живут значительно скромнее — и быт, и гонорары. Среди киевлян большая конкуренция. Это только внешние улыбки, а связей глубоких нет. Одесситы не потеряли этот товарищеский дух. Одесса — вольный город, отдельная художественная республика. И этот дух там до сих пор есть. Вот даже в этом автопортрете Виктора Маринюка мы видим эту свободу, чувство юмора, — подводит к нарисованному красными и синими линиями портрету носатого мужчины. — Сделано с иронией, без чувства неполноценности. Главной заводилой у них была Людмила Ястреб. К сожалению, она ушла 35-летней, но ее уважают, до сих пор выставляют. Она фигурирует как мотор той одесской ситуации.
Картины Людмилы Ястреб развешены в зале "Бебеля, 19. Квартирные выставки". По этому адресу в 1970-х устраивали тайные экспозиции. В помещении работает старый, еще советский телевизор, зеленый диван и гитара. Блондинка в голубом платье разглядывает полотна, потом подходит к трюмо в конце зала и 5 минут вертится перед ним, подстраивая зеркала.
— Эта "картина" меня интересует больше всего, — смеясь говорит подруге.
В соседнем зале на полотнах — Тарас Шевченко в футбольной форме с мячом, голливудская актриса Мэрилин Монро в белом скафандре космонавта, балерина на заснеженной железной дороге. Одесский художник 43-летний Игорь Гусев в черной футболке с надписью белым "Нирвана Каренина" показывает свои картины знакомым. Чуть не спотыкается о композицию на полу — гусь с головой из пластикового сифона идет по искусственному газону.
— Художником решил стать в 6 лет, когда понял, что это популярное дело, — улыбается Гусев. — Тогда воспитательница показала нам картинку с "волгой" и попросила нарисовать приключения на дороге. И мальчика, который ее точно скопировал, но сделал голубой вместо розовой, все несколько дней носили на руках. А я так старался, навернул кучу машин, как они ездят, светофоры. Подумал тогда: "О-о, художники — все внимание им".
В Киев переезжать не планирует.
— Нравится, что мало заторов. Город можно обойти за 3 часа. Туристы напрягают только в сезон. А зимой в Одессе скучно, и потому так хорошо работать.
Комментарии