$ 26 млн составляет бюджет новой экранизации "Вия" по повести Николая Гоголя. Снимали пять стран. От Украины над проектом работал оператор Ярослав Пилунский из Симферополя и 100 николаевских специалистов по компьютерной графике. В кинотеатрах 3D картина появилась 30 января.
- Гоголь был прекрасным сатириком. В своих произведениях высмеивал чиновников, государственных мужей, но не всегда делал это явно. В повести "Вий" показывает, что запуганным, затравленным народом гораздо легче управлять. Это легко читается, - московский продюсер 46-летний Руслан Устинов говорит на предпремьерном показе фильма в Киеве.
Для экранизации выбрали первый вариант повести, который Гоголь написал в 25 лет.
- Первоисточник насыщен ужасами. Очень подробно описаны все три ночи, проведенные Хомой Брутом в церкви. По требованию издателей Гоголь убрал детали, - говорит российский режиссер - Олег Степченко, 49 лет. Он добавил реальный персонаж XVII ст. - картографа, который одним из первых изучил земли Украины. В фильме он спасает душу барышни и хутор от нечисти. Картографа сыграл 47-летний Джейсон Флеминг.
- Не хотел выглядеть классическим героем американского боевика. Сделал ученого слегка неуклюжим, - рассказывает британский актер. - Когда он прячется под стол, казаки на его глазах становятся монстрами. У одного отпадает голова, тело покрывают бородавки и фурункулы. У второго изо рта вылезает клюв с клыками.
У Вия 50 пар глаз, костлявое тело и 3-метровые морщинистые веки. Главному монстру в фильме оставили фразу "Поднимите мне веки". Это делают летающие дети-уродцы.
- Когда увидел новый вариант "Вия", невольно возникла ассоциация с событиями в Украине, - говорит россиянин Иван Моховиков, 34 года. Актер сыграл в ленте Халяву, товарища Хомы Брута. - Вий здесь вовсе не нечисть. Он таможенник. В древней мифологии это божество, которое стоит на страже реальности и мира злых духов. Он может увидеть в тебе гниль. В каждом есть что-то гнилое. И Вий отправляет туда, где тебе место.
Снимали фильм семь лет. Над ним работали 1,1 тыс. человек. Два десятка дворов, площадь, деревянную церковь, таверну и мельницу построили в Чехии, в 100 км от Праги.
- Часть реквизита использовали из фильма "Ван Хельсинг" про охотника за вампирами. Одна камера досталась от съемок "Аватара". В Праге снимать намного дешевле, чем в Москве, - рассказывает продюсер 40- летний Алексей Петрухин.
- Казаки тут снова постоянно пьют самогон и чертыхаются, что все бабы - ведьмы. Повторяют это в фильме раз 10, – киевлянка 23-летняя Юлия Верченко после просмотра разочарована, что в ленте всех разоблачают. - Фому и барышню-ведьму так загримировали, что они очень похожи на старых советских - Варлей и Куравлева. Только здесь счастливый конец.
От Гоголя осталась треть
Советскую версию "Вия " показали в 1967-ом. Чтобы снять нечисть, на черных кошек надевали специальные шапочки с рогами и снимали их тени. Чертовщину и монстров сыграли 12 гимнастов и четверо прыгунов на батуте.
Хорошо помню выход советского "Вия" в прокат. Для меня, 10-летнего, это стало событием. Пошел с родителями в летний кинотеатр в Пушкинском парке, - вспоминает киевский кинокритик Алик Шпилюк, 53 года. - Мистику тогда никто не показывал, а эротику, даже намеки, - никто не позволял. В "Вие" 1967-го все это есть. Поэтому был ажиотаж к такому зрелищу - более 30 миллионов посмотрели. Это точная экранизации повести Гоголя. Выдержали жанр мистического триллера. В новой версии "Вия" от Гоголя осталась разве что треть. Сочетание сугубо украинской мистики с историческим детективом выглядит штучно. Здесь добавили сюжетную линию с британским ученым намеренно - для западного зрителя. Из-за нее фильм распадается.
Комментарии