— Женщина убегала из криивки, когда солдаты попали ей в левую руку. Правой пыталась застрелиться, но заклинило пистолет. Потом выдернула кольцо гранаты, та не взорвалась. Солдаты забрали ее на лечение в госпиталь, после собирались допросить. Освободили уповцы. Впоследствии она стрелялась во второй раз, но выжила, — рассказывает режиссер 40-летний Тарас Химич о героине своего фильма "Живая".
С 24 ноября ленту показывают в украинских кинотеатрах.
В основе сценария — реальная история связной Украинской повстанческой армии Анны Попович. Режиссер Тарас Химич познакомился с ней во время работы над документалкой "Хроника УПА 1942–1954".
Родилась Анна Попович в селе Зеленая Надворнянского района на Ивано-Франковщине. В 1948-м вместе с родными братьями Михаилом и Василием вступает в курень Луки Гринишака "Довбуша". С детства имела дар предвидеть будущее. 16 июня 1951-го услышала голос умершей матери, чтобы вместе с командиром убегала из бункера. Повстанцам удалось забрать важные документы за несколько минут до прихода советских войск. Когда в "Довбуша" стреляли, Анна приняла пулю на себя. Любимый спасся, а она попала в плен, потеряла руку.
На волю Анна Попович вышла в 1964 году.
— Ей запретили вернуться в родные края. Жила под Золочевом на Львовщине. С мужем познакомились на ссылке в Сибири. Разводили индюков. Как-то сказала мне: "Хоть это моя история, ты ее проработай. Выбрось все лишнее. Придумай, дорисуй. Сделай так, чтобы людям было интересно смотреть". Дала благословение на нашу картину, — продолжает Тарас Химич.
Фильм "Живая" снимали три года на месте реальных событий — в Горганах на Прикарпатье.
— Раз на съемочную площадку в горах к нам прибежала самооборона Карпат. Тихо зашли сзади. Раз — и мы уже окружены. Спрашивают: "Кто такие? Война в стране, а нам сказали, что здесь автоматчики бегают со звездочками на шапках". Сказали, что если еще раз будем ехать через то село, чтобы местных предупреждали.
Во львовском Музее жертв оккупационных режимов "Тюрьма на Лонского" снимали допрос и истязания украинских повстанцев. Бывшая тюрьма угнетала актеров. Тяжила атмосфера стен, которые видели столько страданий. Есть сцена, где арестованного "Довбуша" бьют по ногам шомполом. Я аж сам перепугался. Пленный не знал, как реагировать, и плюнул палачу в лицо. Понимаю, что дальше ничего нельзя трогать, потому что между актерами пошло взаимодействие. Картинка вышла правильная. Потом они обнялись, поблагодарили друг другу за хорошую игру.
За время работы над фильмом многие из наших актеров успели побывать на войне.
Майора МГБ у нас играет боец батальона "Айдар" Владимир Правосудов. Он не актер. Имеет во Львове магазин военного снаряжения, увлекается исторической реконструкцией. Его боевой опыт помог воспроизвести тактику советских спецназначенцев. Когда Владимир только вернулся с фронта, сказал: "Снимай меня, я правильный". То есть на лице еще была ненависть к врагу, которую не подделаешь.
Не хочу, чтобы "Живую" воспринимали как кино на тему борьбы с оккупантами. В будущем учебники по истории будут писать по воспоминаниям участников событий. Все уже измучились от идеологий. Не были интересны Анне Попович идеологические принципы украинского национализма, хотя она их знала. В какой-то момент нужно было поступать хорошо или плохо — делать выбор. Идеология не срабатывала. Так бывает, когда имеешь в сердце что-то человеческое.
Анна Попович умерла в прошлом году.
Главные роли в фильме "Живая" сыграли Ольга Комановская, 35 лет, и Ростислав Держипольский, 41 год, из Ивано-Франковского театра.
Комментарии