Харьковский театр "Арабески" 21 февраля представил в столичном арт-кафе "Купидон" клубную версию представления "Радиошансон". Это восемь коротких историй о политиках, проститутках, трансвеститах, ворах и террористах. Действие происходит в последний день перед концом света. Стихотворный текст постановки по мотивам жизни и творчества австрийского драматурга 1920–1930-х Юры Зойфера написал 33-летний писатель Сергей Жадан. Главную роль сыграл лидер группы "Мертвий півень" Миско Барбара, 36 лет.
— Наш театр существует 15 лет, но пока еще собственного помещения у нас нет, — рассказывает 34-летняя Светлана Олешко, главный режиссер "Арабесок". — Для представлений арендуем залы государственных театров, но их владельцы сдирают за это безумные деньги. Поэтому мы пошли на эксперимент — сделали клубный вариант последнего спектакля. В клубах показы будут обходиться дешевле.
Зал "Купидона" полупустой, зрители — преимущественно молодежь. Представление смотрят стоя: из-за столиков небольшой сцены в углу почти не видно.
— Заплатили 50 гривен за вход, а час простояли, — сетует один из зрителей.
Во время спектакля в зале запретили курить. У нескольких зрителей отобрали зажигалки.
Позади сцены — экран. На нем показывают видеозапись этого же представления, сделанную в Харькове в театре им. Тараса Шевченко. Там премьера "Радиошансона" состоялась в прошлом году в апреле.
В постановке задействованы четыре актера. Миско Барбара во всех восьми историях играет Юру Зойфера. У остальных актеров в каждой следующей сценке новые роли.
Система отворяет двери для того, чтобы прищемить тебе пальцы
— Герои представления живут в полупомешанном государстве, — рассказывает о замысле режисс ер. — В нем много политики и бюрократии, которые вмешиваются в жизнь каждого гражданина. Поэтому герои вынуждены бороться.
"Помни, в действительности система отворяет двери лишь для того, чтобы прищемить в них твои пальцы" — одна из квинтэссенций спектакля. Его сопровождает музыка коллектива "Харьков клезмер банд". Музыканты исполняют еврейские народные мелодии.
— Официанты постоянно туда-сюда бегали, мешали сосредоточиться. А представление же такое, что над ним нужно думать. Уже и не вспомню, о чем были первые четыре истории. Пятую запомнил, потому что в ней актеры курили "траву", — делится впечатлениями один из зрителей. — А еще ту сцену, в которой нас облили шампанским.
— Курили мы действительно траву, — смеется Барбара. — Светлана Олешко нашла специальные сигареты на целебных травах. Они в аптеках продаются. Вот табак оттуда мы и заправили в бульбулятор. Представление и должно проходить в такой атмосфере — с беготней официантов и иногда левыми разговорами зрителей. "Радиошансон" все-таки задумывался как политическое кабаре.
"Театр 49" придумал бывший харьковчанин
Юра Зойфер родился в 1912-м в зажиточной еврейской семье в Харькове. Через 5 лет семья, убегая от большевиков, эмигрировала в Турцию, потом в Вену. Там Юра увлекся политикой. Он был одним из основателей политического кабаре, писал антифашистские пьесы и памфлеты. В кафе устраивал так называемые "театры 49" — цензура не проверяла собрания, если на нем было меньше 50 зрителей. Умер Юра Зойфер в 27 лет в концлагере Бухенвальд от тифа. В настоящее время в Австрии и Германии его произведения внесены в школьные программы.
Комментарии
1