$ 100 тыс. получит победитель арт-премии от Фонда Виктора Пинчука. 25 октября в столичном Пинчук Арт Центре открылась выставка 20 номинантов на награду. Участники представляют 17 стран мира. Работы отбирали из 5500 заявок 148 стран. Победителя назовут 6 декабря.
- Над своими работами трудилась в комбинезоне и респираторе, - говорит киевская художница 33-летняя Жанна Кадырова. Показывает серию "Опыты". На четырех фотографиях городских пейзажей поставила пятна азотной кислотой. - Печатала небольшие фотографии и исследовала, как на них влияют кислоты. Использовала их четыре, ацетон, спирт и воду. Все они дают разный эффект. От воды фотография "течет", спирт придает эффект дымки, а азотная кислота создает пятна с неровными краями. Перед опытом на фото видно будничную жизнь: безоблачное небо, билборды, машины и дым из трубы. И тут – раз, и влияние азотной кислоты меняет привычный уклад жизни.
На лестнице между вторым и третьим этажами стоит бизнесмен 53-летний Виктор Пинчук. Двоим мужчинам в черных костюмах представляет жену Елену, 43 года.
- Мы здесь пробку сделали, давайте вниз спустимся, - говорит Елена Пинчук и кивает на толпу внизу перед лестницей. Берет мужа под руку. Ведет в зал с работами художника 61-летнего Карлоса Мотта из Бразилии. На стенах висят с два десятка эротических рисунков, похожих на картинки из Камасутры. Вслед за Еленой Пинчук работы осматривает кандидат исторических наук 45-летняя Татьяна Якубова. Качает головой. Когда на полу в стеклянной витрине замечает 30-сантиметровый мужской половой орган из камня обсидиана, закрывает глаза руками.
- Я пою в католическом костеле и пока не готова это воспринимать, - говорит Татьяна Якубова. - Для нашей христианской культуры это слишком откровенно. Понравились картины с морем, кораблями. А на это смотреть не могу.
Работа киевлянина 31-летнего Никиты Кадана называется "Запомнить момент, когда рассказ был прерван". В небольшой нише стоит чучело оленя. За ним - старый шкаф, изрешеченный пулями. На полу валяются куски арматуры. В шкафу журнальные картинки советских военных мемориалов.
- Музеи начинают разваливаться, - говорит Кадан. - Разрушаются они не только от внешних ударов. Также трухнут изнутри. Английские шахтеры брали в шахту клетку с канарейкой. Когда содержание газа в воздухе было уже опасным, они этого еще не чувствовали, а канарейка умирала первой. Так и музеи погибают первыми. Начал создавать эту работу, когда разрушили краеведческий музей в Донецке. Но речь идет также о многих других трагических ситуациях с украинскими музеями.
Комментарии