— Это было очень сложное время — кто-то в "фаворе", а кого-то травило все художественное сообщество. Многие художники спились, потому что нужно было как-то эту драму гасить, — вспоминает киевский галерист Евгений Карась, 48 лет. В квартире его родителей часто собираются известные киевские художники 1960-1970-х. 19 сентября Национальный художественный музей открыл выставку художников-семидесятников "Тихий протест 70-х".
Большинство картин зрители увидели впервые, всего их выставили около 80. На полотнах преобладает социальная тематика — строительство заводов, мрачные городские пейзажи, грубые руки рабочих.
Киевский художник 73-летний Владислав Мамсиков держит букет гладиолусов. Его работ на выставке больше всего.
— Мы не писали эти картины, чтобы их потом выставили под названием "Тихий протест 70-х". Мы писали жизнь, и в этом был протест. Если в искусстве есть правда — она немногим нравится, — художник показывает на собственную работу "Пинг-понг". — Люди работали на заводах, у них было одно утешение — поиграть в настольный теннис. В чем здесь смысл? Не знаю. Знаю только, что сейчас такую картину не написал бы. Потому что пинг-понга после работы больше нет.
Рядом разглядывает живопись киевлянин 65-летний Иван Дячко. В его частной коллекции более 50 картин. Среди них — работы Ивана Марчука, который давно не продает свои полотна.
— Мать была профессором медицины. Лечила многих художников. А чем может расплатиться художник? Картиной, — говорит Иван Иванович. — Живу на Институтской, в одной из комнат работы до потолка висят. В 1970-х многим художникам не давали выставляться. Тогда кто-то из них напишет портрет, например, жены Павличко, и просит разрешения на выставку в Союзе писателей. Там их выставляли на неделю-две, но музейные залы не давали. Мы узнавали обо всем из уст в уста — и на открытие приходило много молодежи, бедной. Часто тогда наблюдал несправедливость с людьми из сел, как трудно было поступить, получить работу. Все было зарезервировано для своих. С протестами в те времена было плохо. Мой протест — я не был комсомольцем. Когда захотел поступить в докторантуру, сказали "нельзя" — не был членом партии.
На работы отца Аркадия Чичкана пришел посмотреть киевский художник Илья Чичкан, 46 лет. Загоревший, в черной шляпе, о названии выставки узнает от журналистов.
— Поколение 1970-х все были хиппи. Они не совсем понимали, что это. У нас дома были большие хиппические тусовки. Помню, пришла одна девушка — красивая, у нее были огромные сиськи, — Илья Чичкан показывает размер. — Она мне рассказывала про Италию, что там живет Марчелло Мастроянни, а мне лет 8 было. Родители одевались в джинсы, носили длинные волосы — все по картинкам, которые доходили с Запада. Это был внутренний протест, они не выходили на майданы.
В зал заходит девушка в длинной красной юбке. На ней венок из трех черных роз, глаза подведены черным. Называет себя молодой художницей.
— Протестую против мещанского способа жизни, — говорит Валерия Бучук, 27 лет. — Я против власти комфорта. Отказалась от семьи, квартиры — путешествую по Украине, живу у друзей-знакомых. Работы и краски вожу с собой, собираю впечатления для картин. У меня два художественных образования, но сегодня это также протест. Потому что диплом можно купить, а я выучилась сама.
Выставка будет длиться в Художественном музее до 20 октября. Вскоре организаторы обещают устроить вечеринку в стиле 1970-х.
Комментарии
2