Сборник произведений харьковского писателя 35-летнего Сергея Жадана "Гимн демократической молодежи" занял первое место в перечне новинок, рекомендованных для прочтения в Германии. Книга опередила "Анну Каренину" Толстого, роман на седьмой позиции. Рейтинг составила немецкая телерадиокомпания Sudwestrundfunk, которая 30 лет выбирает рекомендованую для прочтения литературу.
— Книга лирическая, экспрессивная и в ней есть что-то от анархизма, — говорит глава экспертной комиссии 43-летняя Ирис Радиш. — Это история об Украине 1990-х, в период трансформации общества. Герои Жадана воплощают утонченные бизнес-идеи: кто-то открывает бюро ритуальных услуг, кто-то продает визы и проституток. Для нашего читателя это интересно благодаря контрасту между размеренной жизнью немцев и немного хаотичной — в Украине.
За неделю до этого мэр Харькова 40-летний Михаил Добкин вычеркнул Жадана из списка 29 деятелей культуры — претендентов на премии горисполкома. Объяснил: во время оранжевой революции он сжег книжку бывшего экс-губернатора Евгения Кушнарева "Сто шагов по Харьковской земле".
Зимой 2004-го Жадан был комендантом харьковского палаточного городка. Говорит, к нему подошел тогдашний глава Харьковской облгосадминистрации Евгений Кушнарев. Вручил свою книгу. Сергей обещал ее прочитать.
— В тот вечер Жадан разжигал ею печку, — говорит Михаил Добкин на заседании горисполкома. — Книжки сжигали при инквизиции, фашизме и оранжевой революции.
Писатель не отрицает, что сжег издание. Говорит, хотел согреть " майдано вце в".
Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например, не читать их
— Мне небольшое удовольствие из рук Добкина вообще что-либо получать, — говорит он "ГПУ". — Мне ни Кушнарев не нравился, ни Добкин. Это позор, что власть путает литературу с политикой.
О вычеркивании своей фамилии из списка Жадан узнал в Германии. Во Франкфурте готовят новое издание его произведений. В Украину вернулся после Нового года. Тогда и обнародовал открытое письмо харьковскому мэру.
— У меня уже есть почетная грамота с вашей подписью. Мне ее дали два года назад. Вы еще лично должны были ее вручать, — пишет в письме. — Но почему-то не пришли (возможно, дельфинарий строили, не знаю). Наградили меня тогда "за многолетний плодотворный труд, высокий профессионализм". А главное — за "весомый личный вклад в развитие и пропаганду отечественной книги и повышение культурного уровня жителей г. Харькова". Будет случай — посмотрите, там в слове "эссеист" сделаны две ошибки.
В грамоте чиновники написали " ессеіст".
— Кандидатов выдвигает фонд Бориса Чичибабина, а деньги на премию дает городская власть, — объясняет вдова поэта- шестидесятника Лилия Карась-Чичибабина, 70 лет. Она руководит фондом памяти своего мужа. — Какой-то абсурд: фонд — выдвинул, а мэр — вычеркнул. Думаю, есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например, не читать их.
— Смешно, когда власть реагирует на поступки художников феодальными методами, — говорит писатель 49-летний Андрей Курков. — Это напоминает детсад, когда послушным детям дают конфету, а непослушных ставят в угол. Думаю, для Жадана эта премия не слишком важна. А Добкин уничтожил минимум репутации, который у него имелся.
Комментарии
2