В Национальном музее русского искусства в Киеве проходит выставка "Фамильный альбом. Ретроспектива" художницы 66-летней Татьяны Назаренко из Москвы. В первый раз ее картины музей показывал 24 года назад. В России большие работы художницы стоят от $60 тыс., а "Казнь народовольцев" хранится в Третьяковской галерее.
— Над "Фамильным альбомом" работала весь прошлый и этот год. Каждую картину писала где-то месяц, — говорит Назаренко. На полотнах изобразила старые семейные фотографии, записки и открытки. — Моя мама и тетя стареют, уже не могут разглядеть старые фотокарточки. Когда перебирала семейные архивы, нашла письмо деда из ссылки в Сибири. Он писал бабушке: "Устраивай свою жизнь без расчета на меня". Дали 10 лет, потому что не донес об анекдоте, который рассказали при нем. Расстреляли в 1937-м. Бабушка всю жизнь его ждала. Я решила, что напишу большие полотна, которые они будут видеть.
Смеясь, рассказывает, как работала в брежневские времена.
— Через художественный комбинат живописцам заказывали картины "Сбор хлопка на полях" или "Джамбул Джамбаев играет односельчанам на домре". Я проходила практику в Центральной Азии, перерисовала кучу казахов и киргизов. Изображала чабанов, девушек, младенцев в юртах. Пишешь большую картину и год не работаешь. Получала 120 рублей в месяц, такая зарплата была у инженеров. По 200 карбованцев зарабатывали, кто рисовал Ленина с Крупской, с детьми, на скамье. Я рисовала вождя лишь раз — с делегатами какого-то съезда, среди них трудящиеся казахи. В действительности на том съезде казахов не было. Позировала мне семья. Тетя была комсомолкой, дядя — Лениным, а бабушка — секретаршей, которая стенографировала съезд.
В советские времена Назаренко прославилась картиной "Казнь народовольцев".
— Все думали, что я нарисовала революционеров, а в действительности посвятила работу художникам, которые в 1968-м вышли на Красную площадь протестовать против введения войск в Чехословакию. В середине 1970-х написала работу "Партизаны пришли". На ней партизаны снимали с виселиц замученных людей. На переднем плане лежал мертвый мужчина. Его рисовала с знакомого художника Виктора Попкова. Он был лысый, с усами и бородой. Картину сняли с выставки, потому что решили, что я изобразила убитого Ленина.
В Киев художница также привезла картины, написанные в 1990-х. На полотне "Трапеза" изобразила себя в виде блюда на обеденном столе, за которым собрались звери.
— Нарисовала ее после того, как в Америке один галерист-негодник исчез с моими работами. Если бы его не взяли за наркотики, я бы их больше никогда не увидела. Американская полиция вернула часть, другие успел продать. Теперь они выныривают на разных аукционах.
Комментарии