- Мой новый роман без Украины и украинцев, - рассказывает 51-летний Андрей Курков, киевский писатель. Действие его следующей книги разворачивается в Литве, Франции и Великой Британии. Роман с рабочим названием "Шенгенская история" Курков планирует завершить до конца года. Главный герой - литовец-эмигрант. Недавно писатель вернулся из Литвы и планирует еще несколько путешествий.
- Мне показывали, где прятали оружие "лесные братья" - литовские бандеровцы, - продолжает Андрей Курков. - Был в их бывшем КГБ, по тюрьмам ездил. Спланировал себе писательское путешествие - надо ночевать по хуторам, пить их настоящий самогон. У них есть напиток покрепче - "Жальгирис". Это 75 градусов, как бальзам. Пить страшно, но горит хорошо.
Роман современный или перекликается с прошлым?
- Действие начинается в Вильнюсе в 2007-м. Но там будут воспоминания, разведки в прошлое, советские и досоветские времена. В Литве много чего интересного происходило. Как хутора превращали в колхозы - это нереально. Ночевал на хуторе, где жил портной. Его принудительно записали в колхоз. Обшивал несколько десятков хуторов вокруг себя и "лесных братьев". Те приходили к нему на примерку ночью. Он жил сам, а соседка одинокая тетя-алкоголичка тоже хотела прийти ночью. Ему постоянно приходилось прятать в шкафу или подвале тех партизанов, пока она его "соблазняла". В колхоз портных не принимали, поэтому его оформили уборщиком свинарника. Хотя он никогда ничего не убирал, и это было возможно. Литовцы молодцы, потому что не дали своей культуре размыться. Даже русскоязычные, приезжавшие туда, - все учили литовский и говорили на нем.
Как нам сделать, чтобы все заговорили по-украински?
- Пример дают верхи. Они запретили бывшим чиновникам занимать высокие должности. У них сразу появилась новая элита, показавшая, как относиться к языку, культуре и морали. У нас этого не произошло. Вот в чем главная загвоздка. Даже их коммунисты всегда были национально ориентированы. Литовцы выбивали больше всего денег из Москвы на строительство. И при этом почти ничего не строили, кроме заводов или ферм. Там никогда не было слишком много жилья, чтобы туда переселяли кого-то другого. Если заставляли строить городки для воинских частей, то делали это так, чтобы те через 30 лет завалились.
Комментарии