Представление "Красная Жизель" Санкт-петербургский театр балета Бориса Эйфмана в начале декабря показал в Одессе, Донецке, Киеве и Харькове. Это рассказ в танце о жизни балерины Ольги Спесивцевой.
Она танцевала в Мариинском театре Санкт-Петербурга, когда империя Романовых доживала свое. В 1917-м стала примой-балериной. Говорят, ее Жизель была непревзойденной. После октябрьского переворота артисты выступали в не отапливаемых залах, голодали. Все же Ольга якобы симпатизировала большевикам. Заболев туберкулезом легких, в 1924-м вместе с матерью отправляется на лечение в Италию. Она танцевала во многих странах, а затем со своим гражданским мужем Леонардом Брауном эмигрировала в США. Время от времени балерина становилась пациенткой психиатрических больниц. В целом провела в них 20 лет. Ольга Спесивцева умерла в 1991-м в заведении для пожилых людей недалеко от Нью-Йорка.
Эта трагическая история поразила Бориса Эйфмана.
В узеньком холодном коридоре, ведущем на сцену Октябрьского дворца, слышу:
— Танцевать сегодня придется осторожно: ям полно.
Директор коллектива Геннадий Альберт, 60 лет, обсуждает с актерами детали вечернего представления. В Театре Бориса Эйфмана он работает менеджером 18 лет. Говорит: артисты должны быть здоровы и сы ты, декорации и костюмы — целы, деньги за билеты перечислены. Сознается, что это не наилучшая сторона его работы, ведь по специальности он артист и, когда есть возможность, работает репетитором.
Тяжело каждый раз "сходить с ума"
Через несколько минут начинается класс-разогрев. Девушки и парни друг за другом сбрасывают затертые свитера и "олимпийки". "Жизель" два вечера в Киеве будут танцевать по очереди в прошлом балерины Национальной оперы Украины Екатерина Козаченко, 24 года, и Нина Змиевец, 25 лет. В Питере уважают киевскую балетную школу.
После репетиции Нина с чашкой чая спускается в зрительный зал, усаживается в кресло и кладет длинные ноги в мягких " вале нках" на спинку кресла предыдущего ряда.
— Это очень техничный спектакль. Кроме того, тяжело каждый раз "сходить с ума" на репетициях и на сцене, — сознается она.
В представлении биографию балерины рассказывают четверо главных героев: Ольга, ее Учитель, Чекист и Партнер, а также кордебалет.
Для каждого этапа жизни Спесивцевой Эйфман предоставляет ей нового партнера и новую пластику тела. Учитель вздымает ее на вершину славы в верхних по ддерж ках, Чекист окунает в пучину революционной страсти, Партнер предлагает сотрудничество "на равных". Но Ольга влюбляется в него и, не увидев взаимности, теряет разум. Минималистические декорации и эмоциональный кордебалет подчеркивают атмосферу революционного Петербурга и гламурного Парижа.
В балете звучит музыка Адана, Чайковского, Шнитке, Бизе.
Театр Эйфмана не имеет собственной сцены
В 2007-м Театр Бориса Эйфмана отпраздновал 30-летие. В конце 1970-х его хореография, построенная на пластике движения, поразила Советский Союз, а в дальнейшем и весь мир. Одна из первых постановок — "Бумеранг" на музыку "Пинк Флойд" и "Ес" — стала революцией в балете. С тех пор появилось более 40 спектаклей.
Борис Эйфман не воспринимает бессюжетного балета. Киев уже видел его "Братьев Карамазовых" и "Русского Гамлета". Он поставил также "Анну Каренину", "Мастера и Маргариту", "Дон Кихота". А в прошлом году труппа получила наивысшую театральную премию России — "Золотую маску" за "Чайку" по мотивам произведения Чехова. Большую часть времени трупа проводит на гастролях. В Санкт-Петербурге театр не имеет собственной сцены — лишь помещение для репетиций.
Комментарии