9 июня в Национальном художественном музее открылась выставка "Мифы и реалии коллекции АО "Градобанк". На ней выставили 12 картин из коллекции "Градобанка", который обанкротился в 2000-м.
— В 1996-м "Градобанк" взял 5-миллионный кредит в Национальном банке под залог коллекции художественных произведений, — рассказывает заместитель директора по экономическим вопросам музея Николай Скиба, 30 лет. — Банк ликвидировали, потому что не вернул кредит. 785 картин, сданные под залог, Верховная Рада признала национальным достоянием и передала на хранение в наш музей.
На счет Нацбанка музей перечислил 9 млн грн за картины. За это в 2004-м получил 72 картины. Остальные хранятся в монетном дворе Нацбанка. Чтобы их вернуть, музей обратился в киевскую прокуратуру. Всю коллекцию оценивают в $5 млн.
— Их помещения не подходят для хранения картин. Там можно хранить только деньги. Мы за неделю провели перепись всех картин. Хранилище опечатали, и через несколько дней работники банка пломбу сорвали и начали делать ремонт. Картин не отдают, потому что руководство Нацбанка вешает их в своих кабинетах.
Картины, переданные музею, датируют XVIII–XX в.
— Во время экспертиз мы установили, что большинство произведений не отвечают заявленному авторству, — рассказывает главный хранитель музейной коллекции 33-летняя Юлия Литвинец. — После химико-технологического анализа и искусствоведческой экспертизы стало известно, что семь графических работ, которые вроде бы написал Тарас Шевченко, принадлежат кисти неизвестного художника начала XX века. В картине Александра Архипенко "Обнаженная" обнаружили синтетические волокна, а в масляной краске — примеси акрила. Этого в XIX веке быть не могло.
Дороже всего оценивают "Портрет Веры Дитятиной" киевского художника Александра Мурашко, написанный в 1910-м.
— Эта картина — самая главная в творчестве Мурашко. Он показывал ее на выставке в Мюнхене. Тамошняя критика ее хвалила. Художник подарил ее писателю Семену Скляренко, а тот продал коллекционерам.
Прежний владелец коллекции, экс-президент и основатель "Градобанка" 52-летний Виктор Жердицкий, на открытие выставки не пришел. Он четыре года отсидел в немецкой тюрьме по подозрению в присвоении 86 млн немецких марок. Теперь живет и работает в Киеве.
Комментарии