47-летний искусствовед Эдуард Димшиц собирает коллекции произведений искусства для бизнесменов и политиков. Среди его клиентов были экс-руководитель "Градобанка" Виктор Жердицкий и российский бизнесмен уроженец Запорожья Константин Григоришин.
— В 1991-м я познакомился с руководителем столичного "Градобанка" Виктором Жердицким. Пять лет мы отбирали полотна по мастерским, — рассказывает Эдуард Александрович. — Преимущественно ночью. Потому что днем Жердицкий был на работе. Купили полотно Василия Поленова за две тысячи долларов. В настоящее время оно стоит около миллиона долларов. Графику Сальвадора Дали и Пабло Пикассо приобрели у киевских коллекционеров. Жердицкий любил картину Николая Пимоненко "Гуси, домой". Другой вариант этого полотна есть еще у певца Дмитрия Гнатюка. Когда коллекцию Жердицкого конфисковали и завезли в Нацбанк, Виктор Ющенко, который тогда возглавлял его, повесил эту картину возле своего кабинета.
Родственники художников продавали вам картины?
— Семья художника Александра Богомазова продала несколько работ по цене до десяти тысяч долларов. В 90-х это было очень дорого. А год назад на "Сотбиси" за полтора миллиона долларов неизвестные приобрели полотно Богомазова "Кавказский пейзаж".
С Жердицким видитесь?
— Не часто, но дружим.
К Диченко дважды приходили домой, связывали и били
А с Григоришиным?
— Чаще. Картину Фернана Леже "Композиция с черным пауком" Константин купил у Алена Делона, — вспоминает Димшиц. — Сначала он принес полотно на лондонский аукцион "Кристис". Там был наш человек, он нас свел. Француз долго не торговался, в Европе этого не любят. Алену Делону нужны были деньги.
Какие картины в собранных вами коллекциях самые дорогие?
— "Искушение святого Антония" Питера Брейгеля в 2001-м лондонская галерея нидерландского искусства продала Григоришину примерно за шесть миллионов долларов. Столько же стоит сегодня "Супрематическая композиция" Казимира Малевича. Когда-то она была у москвича греческого происхождения Георгия Костаки. Коллекционер переехал в Грецию. Несколько произведений продал московским чиновникам. У одного из них мы и купили этот шедевр.
Часто предлагают подделки?
— Из трех работ — две, — говорит Эдуард Александрович. — Позавчера привозили вроде бы картину Николая Глущенко. Но я сразу понял, что это подделка. Потому что изучаю Глущенко 25 лет, диплом по нему писал.
Кого больше всего подделывают?
— Художников второй половины ХХ века: Шишко, Глущенко, Эрдели, Захарова. Оригиналы стоят до ста тысяч долларов. Хорошие подделывальщики картин — в Украине и России. Во Франции тоже неплохие.
А вам когда-нибудь предлагали сделать подделку? Ведь вы тоже художник.
— Нет. Подделка — это всегда унижение. Я не художник, а искусствовед. Хотя во время учебы в Киевском художественном институте я занимался живописью в частной студии Михаила Вайнштейна. Он шутливо называл нас с художником Дмитрием Якутовичем двумя гениями. Умер в 41 год от хронического нефрита. Живописью нужно было заниматься ежедневно. Сейчас почти не пишу картин.
Собственную коллекцию собираете?
— Нет, не имею денег. Купил только несколько работ Глущенко, Романа Сельского и Марии Примаченко.
Кто в Украине имеет наибольшие коллекции?
— Самая лучшая коллекция — у Григоришина. У "Градобанка" тоже было ценное собрание. Неплохие работы имеет бизнесмен Виктор Пинчук. У киевлян Бориса Свешникова и Александры Ступиной интересная коллекция украинской классики ХІХ–ХХ века. Остальные владельцы не хотят говорить, что у них есть картины. Вон Игорь Диченко рассказывал в прессе о своем собрании украинского авангарда ХХ века. К нему дважды приходили домой, связывали и били. Воры не знали, что Диченко хранит картины в фондах одного из киевских музеев.
1960, 4 мая — Эдуард Димшиц родился в городе Ромны на Сумщине в семье строителя и учительницы иностранных языков
1990 — собрал первую коллекцию на заказ для фирмы "Омета-инстер"
1991 — собирает коллекцию для финансиста Виктора Жердицкого
1997— собирает коллекцию для бизнесмена Константина Григоришина
Женат, сыну Юрию 20 лет
Комментарии