Поэт Олег Романенко, 29 лет, 63 килограмма, выпустил в собственном издательстве "Маузер" антологию стихотворений "двухтисячников". Книга называется "Две тонны лучшей молодой поэзии".
"Двухтысячники" — поколение, литературное становление которого пришлось на рубеж тысячелетий. Почему две тонны? Потому что это суммарный вес более трех десятков поэтов, чьи стихотворения собраны в антологии — от 93-килограммового Сергея Осоки до 46-килограммовой Олеси Мамчич. Вес здесь акцентирован будто вместо литературного манифеста: вот мы в литературе есть, и нас можно точно измерять в определенных координатах — возраст, вес, а кое-кто подает еще и рост. В конечном итоге, не худший способ манифестации: доказывать "нужность" поэзии — тщетно, она есть да и только. И есть как физическое явление, а не только метафизическое. В то же время в этом названии будто скрыта ирония к старшим предшественникам, которые уже "имеют вес" в литературе.
О самой этой книге можно сказать несколько хороших слов еще даже до ее прочтению. Во-первых: среди нас всегда есть определенное количество людей, которым хочется знать что-нибудь о современной поэзии. Но современная поэзия — это та, которую не изучают в школе. Следовательно, эта книга утешит всех, кому мало школьной хрестоматии.
Во-вторых: говорят, поэт измеряется не отдельными стихотворениями, а целыми книгами. Так же — и поэтическое поколение. Такие антологии способны показать поэзию одной генерации как определенную целостность. Не всем так везет. Скажем, антология наших семидесятников вышла когда-то за рубежом и до сих пор остается для нас недоступной, потому что в Украине не переиздавалась. Вот почему еще хорошо, что вышла в свет эта книга.
Наши девчата-поэтессы кажутся иногда интереснее, чем ребята
Компания "двухтисячников" в ней появляется как определенная художественная очевидность, разные голоса здесь перекликаются и взаимодополняются. Понятно, не все они впоследствии войдут в школьные хрестоматии — но именно это придает книге дополнительный драматизм. В этом смысле молодость всегда драматична — никто не знает, где впоследствии окажутся многообещающие имена. Когда они погрузнеют — поэзия станет легче...
Наконец, вот какое наблюдение: наши девчата-поэтессы кажутся иногда интереснее, чем ребята, хоть и весят не намного больше трех пудов — например 55-килограммовая киевлянка Галина Ткачук или 55-килограммовая сумчанка Лилия Лысенко.
Это, конечно, весьма субъективные, минутные и неполные впечатления, но что поделаешь: читатель потребляет поэзию не тоннами, а миллиграммами. И этой антологии хватит надолго.
Комментарии
1