"Это наша доченька", — всегда представлял меня Вячеслав Черновол", — говорит театральный режисс ер Ирина Волицкая, 52 года. Приглашает в комнату в квартире матери Атэни Пашко, третьей жены покойного Вячеслава Черновола. На стене портреты Черновола и Пашко, на столе кубок с изображением Черновола.
— Мой родной отец очень уважал Вячеслава Максимовича. Мне казалось, что у меня двое родителей. Поэтому я считала себя богаче и счастливее, — добавляет Ирина.
Волицкая приехала с Львова в гости к матери.
— В начале 1970-х Вячеслава Максимовича арестовали. Дома у нас хранился самиздат, заграничные издания Симоненко, стихи Холодного. Я все это переписывала. Мама тоже писала стихи с детства. Печататься начала с легкой руки Бориса Антоненко-Давыдовича. Во время одного из обысков мои записи конфисковали. Маму начали шантажировать. Говорили, что исключат меня из комсомола и я никогда не поступлю в институт, — рассказывает режис сер. — За возможность учиться предлагали отречься от мамы. Приводили в пример Павлика Морозова. Но не на ту напали.
Ирина поступил в театральный институт в Ленинграде. На практике в Одессе познакомилась с актрисой Лидией Данильчук. В 1997-ом женщины создали во Львове творческое объединение "Театр у кошику".
— Корзина действительно была, — смеется Ирина. — Ее с плела Данильчук. На первых порах в ней умещался весь наш сценический реквизит. Служил он и колыбелью Лидиному сыну. Ребенок спал в корзине, пока Лида играла на сцене.
Восемь лет у театра не было помещения. В 2004-ом вошел в структуру Центра им. Леся Курбаса в Киеве.
— Мы были частыми гостями в Киеве, а дома во Львове перебивались как могли. Договаривались со знакомыми режиссерами в театре "Воскресіння", в театре Леся Курбаса. За 11 лет ни один спектакль не исчез из репертуара, — добавляет она. — Бывает, премьера — успешная, а потом постановка разваливается. У нас спектакли с каждой постановкой становятся лучше.
"Театр у кошику" объездил много украинских городов. Волицкая говорит, что в Днепропетровске, Днепродзержинске, Донецке их встречали полные залы.
Ребенок спал в корзине, пока Лида играла на сцене
— Были такие овации, что мы не могли окончить представление. Молодые люди подходили ко мне: "Неужели наша классика такая? Какой богатый язык!" На " Білі мотилі, плетені ланцюги" по новеллам Василия Стефаника и " Сон-комедію" Тараса Шевченко зрители приходят по несколько раз.
В прошлом году театр показал спектакль "Річард після Річарда" на фестивале "Фуджейра-монодрама" в Объединенных Арабских Эмиратах.
"Украинцы дали мастер-класс всему арабскому миру", — написали в местных газетах. Спектакль признали лучшим на фестивале. Актрису Данильчук назвали великой. А меня приравняли к известному американскому режиссеру Роберту Вилсону, — хвастается режисс ер.
В августе спектакль "Річард після Річарда" поедет в Гданск, в Польшу, на Шекспировский фестиваль. Театр сыграет его на украинском и английском языках.
Киевляне летом познакомились с премьерой "Театра в кошике". Спектакль "Провина" создан по пьесе сербского драматурга Небойши Ромчевича.
— Действие происходит в Сербии в начале 90-х годов. Но в действительности мы играли о себе, — говорит Ирина Волицкая.
Комментарии
1