С братьями Капрановыми я встретилась в их офисе. Издательство "Зеленый пес" расположено в корпусе "щ" завода "Кинап". Шел дождь. Виталий Капранов, 38 лет, галантно отворил дверь. Снял с меня мокрый полушубок.
— Чай, кофе?
— Чая... зеленого...
— Имеется два сорта...
— На ваш вкус.
— Не имею вкуса, — смеется. — не люблю зеленого чая.
Появляется Дмитрий Капранов. Как и брат-близнец, — в бежевой куртке, синих джинсах, коричневой футболке.
У нас — один на двоих кабинет, одна машина "КИА" и жены-близняшки
— Не пытайтесь распознать, кто есть кто, — говорит Дмитрий. — Мы живем вместе, у нас один кабинет, одна машина "КИА". И наши жены — близняшки. Мы — одно целое!
Вы когда-то расставались надолго?
— На полгода, — кривится Виталий. — В 1998-м. Хотели открыть сеть аптек по России. Но грянул банковский кризис, и планы сорвались. Тогда Дмитрий поехал на разведку в Киев, а я остался с семьей в Москве.
Где живете сейчас?
— Под Киевом. Имеем общий трехэтажный дом и 20 соток земли. Мы хотели жен, Инну и Светлану (обоим по 34 года), научить сажать помидоры. Не хотят! Они же у нас имеют туристическую фирму — одну на двоих.
В офисе у Капранових на шкафах — две зеленые собачки (мягкие игрушки). Третья собака — глиняная.
— Фанатки подарили, тоже близняшки, — хвастаются издатели.
Много у вас фанов?
— Когда-то мы, Андрей Курков и Мария Матиос продавали свои книги в Нежине. К Куркову с Матиос читатели подходят, а к нам — нет. Курков еще насмехался: "Ниче, падрастете". Хотя сам в немецком зоопарке читал свои романы перед пингвинами. Пока возле него не собирались люди... Как вдруг какая-то женщина подходит, несет в руках истрепанного, зачитанного "Кобзаря 2000". "Я читала, соседи читали, родственники. Подпишите!"— попросила она. Курков тогда здорово обломался.
На стене — рамочка, написанное от руки письмо. В нем дед Николай и баба Александра просят для внучки книжку братьев.
— А было еще письмо, — вспоминают братья. — Просили прислать "Польовідослідження з українського сексу" Забужко и "Норми ірозцінки екскаваторних робіт екскаватором Е-471". Жаль, что потеряли. А то, возможно, Оксане подарилибы на юбилей.
То ли Дмитрий, то ли Виталий достает с полочки дамские романы Симоны Вилар. Говорит, что подписчики заказывают их чаще всего. Одна из особенностей "Зеленого пса" — все книги по почте высылаются с подписью автора.
— Писательница поехала на фабрику. Спустилась в цех. И не вышла оттуда, пока не расписалась на всех заказанных экземплярах, — рассказывает Дмитрий.
В вашем офисе много симпатичных женщин...
— На редакторов берем только женщин, — сообщили мне. — Мужчины ритма не выдерживают. У них болит голова, они нервничают, паникуют, а потом вообще увольняются.
Курков в немецком зоопарке
читал свои романы перед пингвинами
Замечаю, что Виталий и Дмитрий без обручальных колец.
— Не носим вещей, которые мешают, — объясняет один. — Вот у меня была близорукость, и я сделал операцию — чтобы не носить очков.
Что пишете?
— Хулиганский философский роман. Его нельзя читать феминисткам. Так на обложке и напишем. Называется"Размер имеет значение". Это расследование международного заговора против украинской нации. С хорошим финалом и шикарным героем — Мамаем. Он — агент украинской галактической службы. Книга выйдет весной.
Писали книжку в Турции. Ездили на своей яхте "Спокуса". Все по койкам, а мы в фойе ресторана. Бокал вина... Два ноутбука на столах...
Виталий перебивает:
— Или печатная машинка. Помнишь, у нас была маленькая немецкая "Эрика". Говорили, еще бандеровская...
На родине, в Молдавии, часто бываете?
— Нет. В Молдавии в последний раз были лет пять назад. Наш дед как враг народа отбывал ссылку в республике Коми. Бабушка, чтобы не посадили, убежала в Молдавию. Пока бабушкины документы пересылали, умер Сталин. Деда отпустили, и он переехал к бабушке, в Дубосары. А мама, беременная, решила у родителей рожать. Кстати, мы долго думали, что дед — научный работник и изучал белых медведей.
Кого издаете сейчас?
— Мы ездили в Лондон, зашли на Би-Би-Си к Светлане Пыркало. А она говорит: "А издайте Катю Хинкулову" (подруга Светланы и журналистка). Мы почитали Катин роман "36 песен о жизни". Там к каждой главе надо слушать песню. "Танок на майдані Конго", например. Решили издать эту книгу в серии "Будущие классики".
Вторым будет Семен Либонь. Он живет в Лидсе и работает на радио "Свобода". А в Киев привез роман о латиноамериканских танцорах.
А что читаете?
— Дэна Брауна, Мураками, Коэльо. Бывает, один читает и пересказывает другому. Мы же агитируем парламентариев читать, издаем газету "Друг читача".
Мы долго думали, что дед — научный работник и изучал
белых медведей
А что парламентарии?
— Ехануров когда-то нас попросил: "Ребята, достаньте книжку "Караоке— капитализм"!" Мы удивились: "Вы книги читаете?!". Ехануров обиделся. У него мать была библиотекарем.
Как вы познакомились с женами?
— Инна и Светлана приехали отдыхать в Очаков. Остановились на квартире у маминой подруги. Нам было тогда по девятнадцать, им — по шестнадцать. Мы пришли будто бы по делу и пригласили их на пляж. Через год женились.Сейчас имеем четырех детей. Старшему, Андрею, — 16. Немаленький такой — 90 килограммов. Занимается греко-римской борьбой. Привез из Тернополя какую-то награду. Дмитрию — 14, но от Андрея не отстает. Оксане — 13, у нее хобби — фортепиано. А Сергей, 10 лет, занимается плаванием.
Кто чье дитя?
— Не суть важно.
Кого больше всего балуете?
— Мы балуем их разве что своим присутствием.
На прощание Капрановы обещали обидеться, если "ГПУ" напишет "что-то не так". И подарили три номера газеты "Друг читача" — синего, помаранчевого и зеленого цветов.
Комментарии