— Скульптор Александр Владимиров жаловался, что на прошлом скульптурном салоне не продал ни одной работы. А недавно позвонил и говорит: "Целый год заказы сыпались. Устал продавать", — рассказывает директор столичного Украинского дома Наталья Заболотная, 36 лет. 1 марта она в четвертый раз открыла Большой скульптурный салон. — Теперь скульпторы готовятся к открытию салона, как к Новому году.
В двух залах показывают 25 работ румынского художника Деметра Чипаруса из коллекции киевского мецената Игоря Воронова и 27 — украинца Грегора Крука. Их предоставила украинская библиотека им. Шевченко в Великобритании.
— Деметр Чипарус в 1910-м посетил в Париже "Российские сезоны" Сергея Дягилева. Они вдохновили его на создание фигурок танцовщиц, балерин и скоморохов, — говорит Наталья Заболотная. — Лет с 10 спустя его скульптуры можно было приобрести на парижском блошином рынке за полтора евро. Потом цены выросли. В 2006-м его скульптуру продали на "Сотбисе" за 314 тысяч долларов, в следующем году — за 936 тысяч. Работы Чипаруса нравятся почти всем, потому что их не нужно толковать. Все, что он хотел сказать, лежит на поверхности.
Грегор Крук родился в селе Братишеве на Ивано-Франковщине. Учился в Краковской академии, выехал в Германию. Жил в Париже и Лондоне.
— У нас есть около 40 его работ, — рассказывает секретарь союза украинцев в Великобритании Федор Курляк. — Они уникальны, потому что покупались при жизни автора. В Киеве сосредоточили внимание лишь на женских образах. Хотели привезти еще три работы, но они не вместились в заказанный транспорт. В следующем году собираемся показать всю коллекцию. Знаю, что в Баварии у одного коллекционера есть собрание работ этого скульптора. Но его имя не разглашают.
Привезенные скульптуры оценили в $100 тыс. Впоследствии их покажут во Львовской картинной галерее. Ее директор 83-летний Борис Возницкий пришел в Украинский дом.
— Крук навсегда высек в искусстве украинскую трудолюбивую женщину, — говорит. — Работы у него грубые и большие. Перед смертью завещал весь свой сборник Украине. Но после моего обращения в соответствующие инстанции наш музей получил лишь четыре маленьких скульптуры из Мюнхена.
На втором этаже свои работы показывают 45 скульпторов. За участие каждый заплатил 9,5 тыс. грн. Киевлянин 41-летний Андрей Северинко гордо смотрит на свою работу "Капитан Ревес". Это 2-метровый мужчина в бежевой робе и скафандре. На его очках раскачивается саранча из металла. В руке капитан держит клетку с булькатым пауком.
— Ревес — капитан вон той лодки, — показывает на корабль из кусков ржавого железа. — Он путешествует по миру и ищет мистических существ. Купил робу себе, чтобы работать, но она ему не подошла, так отдал. У него на руках острые шурупы, ведь никогда не знаешь, с каким насекомым будешь иметь дело. Среди них бывают и воинственные.
Детали скульптор собирает на мусорниках и свалках. Иногда покупает на столичном Куреневском рынке.
— Моя мастерская возле детского садика. Малышня часто забегает посмотреть на вычурных пауков. Раньше пускал их даром, а теперь прошу, чтобы приносили всевозможное отребье. Так дети с родителями мешками таскают мне всевозможные железяки.
Львовский скульптор Богдан Билинчук, 61 год, привез бронзовую композицию "Баден-Баден". Изобразил политиков, которые принимают минеральную ванну. Среди них премьеры. Португалии — Жозе Мануель Баррозу, Италии — Сильвио Берлускони, России — Владимир Путин, экс-премьер Великобритании Тони Блер, президент США Барак Обама и канцлер Германии Ангела Меркель. Экс-президент Виктор Ющенко сидит возле бассейна и сооружает мост из кирпича.
— Ющенко сидит и молча строит дорогу в Европу, — объясняет автор. — Путин пьет кофе, который ему сделала Меркель. Она ему угождает: боится, чтобы не перекрыл газ. Возле Путина висит его картина, которую в прошлом году он продал на рождественском аукционе в Санкт-Петербурге за 37 миллионов рублей. На ней сельский дядя искоса посматривает на развлечения политиков. Держит возле себя вилы. Обама закатил штанину и пробует, какая температура в Евросоюзе. А Берлускони умный, всех поучает. Делал эту скульптуру полгода, потратил 5 тысяч долларов. В прошлом году свою работу "Улей" подарил президенту. В этом году так не буду делать — буду продавать.
Комментарии