— Актерскому мастерству учился, не поверите, у детей и животных, — говорит российский актер 77-летний Армен Джигарханян. 5 февраля он приехал с гастролями в Киев.
— У меня был любимый кот Фил, — продолжает актер. Говорит на русском, хриплым голосом. — Актерской игре учился у него. Вот если бы так уметь на сцене. Как дети плачут, а коты кусаются, не принимая тебя. Или наоборот. Вот высочайший диалог.
Московский театр под руководством Джигарханяна в Киев привез спектакль "Театр времен Нерона и Сенеки" по пьесе российского драматурга Эдварда Радзинского. На сцене театра им. Франко Джигарханян сыграл римского философа Сенеку.
Он был наставником одного из римских императоров Нерона. Жестокий император убил мать и жену и умышленно сжег Рим. Сенеку и остальных своих наставников он казнил, потому что те готовили против него заговор. Свою жизнь тиран закончил самоубийством.
На встречу перед спектаклем Джигарханян появляется ровно в 13.00. Не опоздал ни на минуту. В зеркальный зал Театра Франко заходит с охранником. У актера густые седые брови и усы.
— Это нелегкая пьеса. Играю Сенеку и могу наблюдать за залом. И даже доброжелательные лица зрителей не очень понимают, в чем дело. Я и сам такой. Когда прихожу на какое-то растиражированное телевидением представление, иногда сижу и думаю: "И стоило из-за этого нам встречаться?".
10 лет назад Джигарханян играл римского диктатора Нерона. Теперь сменил роль на философа Сенеку. Кто из них ему нравился больше — не говорит.
— Это самый кляузный вопрос, на который, если позволите, не буду отвечать. Никто не скажет, потому что это власть. Я когда читаю какое-то постановление правительства России, никогда не рискну сказать: "А я несогласен с этим". И никто не рискнет. Разве когда эмигрирует.
14 лет актер живет "на две страны" — Россию и США.
Роль Сенеки — первый выход актера на театральную сцену после 10-летнего перерыва. Спрашиваю, почему так долго не играл.
— В спорте есть мертвые зоны. Особенно в марафонском беге, когда дорога длиннющая, а ее нужно завоевать. Спортсмен бежит и думает: "Да зачем оно мне нужно?". И чаще всего сходит с дистанции. А те, кто уже ее прошел, как раз этой точки советуют не бояться. Так и мой уход из театра был мертвой точкой. Хотя у меня был хороший театр, я много играл. А потом не знаю — с ума сошел или взбесился. Что-то перетянуло.
А в кино играть планируете?
— Не зовут. Говорят, стар уже. Видите, каких сейчас культуристов по телевизору показывают. Они и заставляют сходить с дистанции. Все меняется. Но вообще конфликта с младшими я не чувствую. Я сейчас зависим от молодежи. Скажу вам то, что никогда им не говорю, — я часто хочу им понравиться. А они тогда говорят: "Дед, кончай базар".
Любит "Ромео и Джульетту"
Армен Джигарханян воплотил около сотни ролей в театре и более 200 — в кино. За это его занесли в Книгу рекордов Гиннеса. Любимым спектаклем называет "Ромео и Джульетту" Шекспира.
— Я в своих почти 80 лет могу непрерывно его смотреть. Если не успеваю увидеть в театре, включаю трансляцию — и не могу оторваться. Шекспир написал то, что есть в каждом нашем сердце. Взял что-то оттуда и вытянул. Еще же нужно учитывать, что все это проходило через переводчиков. Как он такие слова находил — я не знаю.
Комментарии