- Нарисую такой портрет Шевченко, которого еще не существует. Собрал все его фотографии, узнал, когда поэт отрастил усы, выучил тогдашнюю одежду, - показывает новый набросок черкасский художник Максим Гладько, 50 лет. Преподает рисунок в Черкасском государственном бизнес-колледже. Встречаемся в его квартире близ центра Черкасс. На стенах мастерской - портрет жены художника, несколько работ в стиле ню.
- Обнаженную натуру с красивой девушки, имеющей параметры 90-60-90, писать неинтересно. Этикетная внешность коварна, потому что с ней в живописи легко съехать на мармеладность. Есть люди однозначные, а есть многоликие - их писать сложно. Легче всего с детьми - они чистые, одноплановые, их пишу за три сеанса. Образ человека формируют не глаза, а губы. Глаза могут солгать, а губы - никогда. Стоит один мазок положить не так - и портрет будет "кривляться". С детскими губами можно играться: как ни сделаешь - все равно ребенок красивый. Чем взрослее человек, тем сложнее: миллиметровая точка может оскалиться, показать злобу.
Сложнее всего изображать руки, стопы и, конечно, голово. Трудно "вставить" шею в туловище - малейшая неточность и голова выходит искусственно прикрепленная.
Жене нравится, что рисуете обнаженную натуру?
- Мою работу с натурщицами можно описать анекдотом: пришла к художнику натурщица зимой, замерзшая, в мастерской холодно. Художник предлагает чая. Сидят, пьют чай, разговорились - вдруг стук в двери. Художник подходит к глазку и говорит натурщице: "Жена пришла! Быстро раздевайся!". Так и у меня случилось с одной натурщицей. Жена пришла, увидела, что мы на кухне чай пьем, и как-то так сделала, что девушка больше не приходит. В написании обнаженной натуры действительно присутствует момент сексуальности. Ведь импотент - это уже не художник. И живопись его будет импотентной, озлобленной, ущербной.
Рисуете обнаженных мужчин?
- Дома - ни разу. Рисовал еще в студенческие годы, и в колледже, где преподаю. Мужчин интереснее рисовать, но женщин приятнее. Женская обнаженность - немного хвастовство, какая я красивая. А для мужчины - это наивысший уровень откровенности. У мужчин больше комплексов. Голый мужчина - это по-настоящему голый человек, а голая женщина - это "обнаженная модель". Я даже думал включить мужчин в серию ню с музыкальными инструментами. Но как быть с гениталиями: как ни прикроешь - то вульгарно, то гадко.
После 15-летнего перерыва вы опять начали заниматься живописью. Что побудило?
- 15 лет тому назад написал удачный натюрморт с самоваром и маками. Потом ромашки. Это была первая картина, которую купили в художественном салоне за 100 долларов. За такие деньги можно было месяц жить. Очень вдохновило. Как раз был период, когда продавались простые работы - цветочки всевозможные. Тогда я не понимал, что такое живопись - рисовал, что видел. Сейчас уже стало появляться ощущение мягкости, текучести, воздуха.
Хватает на жизнь?
- В этом плане мне повезло. За месяц в среднем продается одна работа. Также начали заказывать портреты. Их лучше писать с натуры, но то начинаю говорить с моделями, то отвлекают. Кроме того, заказчики не всегда могут позировать. Поэтому купил портретный фотообъектив и щелкаю раз 100, чтобы выбрать ракурс. Вообще перед написанием портрета лучше с человеком попить чая. Еще лучше - водки, чтобы увидеть естественные, расслабленные движения. Портрет - это всегда немного лесть для клиента. Хотят, чтобы нос меньше был, глаза больше, талию уменьшить, грудь увеличить. Написать портрет стоит 500 долларов. Знаю художников, которые готовы всю жизнь повторять одну картину, если она приносит деньги. Но я так не могу: не настолько люблю деньги, чтобы тиражировать. Хотя и здесь есть исключение: мой рекорд - пять раз. Столько просили повторить "Синенький цветочек".
Что такое живопись?
- Это впечатление художника от увиденного. Причем мгновенное. Это не изображение каждого листочка. Тронуло - можно писать. Фото этого не передает. Только если сам сделал снимок, прибежал домой, распечатал в величину полотна и здесь же пишешь. Потому что через три-четыре дня уже будет срисовывание с картинки. Часто покупают работу, потому что хотели море с парусником, но это не живопись. Искусство - игра, которая никогда не надоедает. Это когда от картины "прет". Вот в нашем музее есть робота Данила Нарбута "Мальвы". Когда подошел к ней, аж голова закружилась. Это энергетический поток. Отошел, потому что почувствовал передозировку.
Почему художники тяготеют к эпатажу?
- Обленились, не хотят работать. Чтобы научиться рисунку, надо 10 лет, но иногда их маловато. На всей планете рисунок падает. Он еще держится в Петербургской академии искусств - это лучшее учреждение. Туда тоже стало легче поступить, потому что открыли коммерческий отдел, много студентов-китайцев. Но уровень пока держится, потому что при академии есть школа, где учатся 12 лет до поступления, а потом еще шесть лет после него. Вот если 18 лет рисовать ежедневно - тогда и будешь художником. На западе другое - все рассказывают, какие они крутые. В абстрактных работах зритель может не увидеть ошибок. Но как нарисована рука или нос, понимают все. Поэтому сразу видно брак. А "наложить" в банку, назвать "Дерьмо № 1" и раздуть вокруг этого шум - это каждый может.
Куда двигается искусство?
- Уровень изобразительного искусства падает. Поднялись китайцы, но они еще не полностью поняли, что такое европейская живопись. Имеют большое желание. Как-то преподавательница Харьковской академии рассказала, что студент-китаец нарисовал 25 раз гипсовую голову Сократа. Ни у одного европейца не хватит силы и желания на такое. А китаец хочет научиться классическому рисунку - и сделает это. Когда-то я даже думал, да кому нужна эта живопись. Ну, сегодня еще покупают, а завтра уже нет. Но когда пришло завтра - опять купили картину. Понял - на сделанное руками на профессиональном уровне всегда будет спрос.
Комментарии