На потребности угольной отрасли Черкасской области правительство выделит 4 млн. грн. В регионе статус шахтерского имеет город Ватутин недалеко от Звенигородки. До 1998-го здесь было шахтоуправление по добыче бурого угля.
— Раньше же действовал целый комплекс: шахты в Багачевке, Казацком, Юрковце. Тепловая электростанция обеспечивала энергией не только эти шахты, но и сам Ватутин. Работала фабрика производства брикетов из добытого угля, — рассказывает Александр Заборовец, заместитель городского головы Ватутина. Говорит, об обещанных правительством деньгах еще не слышал. — Эти брикеты покупали 18 областей Украины. А теперь это уже выжатый лимон. Все развалено, шахты законсервированы. При том, что шахтная отрасль была и будет выгодна. Когда-то наш город был промышленный, а теперь, в сущности, никакой.
По словам руководителя, шахты закрыли из-за низкой заработной платы горняков. Шахтоуправление раньше было крупнейшим местным работодателем, на предприятии трудились до 5 тыс. человек.
— На шахтах работали династиями, — говорит бывший заместитель главного инженера шахтоуправления Александр Лысюк, 50 лет. — Здесь же работал и мой отец. Я пять лет простоял на лопате. Потому знаю, какой это адский труд. За день нужно было 20–25 тонн угля выкопать. За неделю пот съедал рубашку. Тряхнешь — один воротник в руках остается. В старости мало кто из шахтеров еще бойко бегают.
Самым перспективным месторождением бурого угля в области считают Мокрокалигирский разрез. Для нормальной работы этого рудника сейчас нужно откачать воду.
Были бы деньги, а рабочих найдем
— Возродить шахты — это хорошая затея, — считает Лысюк. — Были бы деньги, а рабочих найдем. Хотя молодежь и не полезет в забой. А вот старые кадры остались, хоть и немного. Но, чтобы открыть отрасль — нужны колоссальные средства. А кто даст? Был здесь один австрийский инвестор. Должен был вкладывать больше 100 миллионов долларов. Планировал добывать из угля масла, парафин. Но что-то там не сложилось. В 1998 году для возрождения шахт нужно было 5 миллионов гривен. Государство выделило 35 миллионов. Но для того, чтобы все уничтожить.
Во времена СССР, когда шахты работали исправно, в городской бюджет ежемесячно поступало 3–5 млн. руб.
— Город опустел после закрытия шахт. Начался отток людей. Шахтеры выехали за границу, на другие шахты, с нормальной зарплатой, — добавляет Александр Лысюк.
— На территории бывших рудников еще есть много угля, — заверяет Григорий Паниван, 73 года, бывший начальник Казацкого добывающего участка. — Их нужно открывать. Есть же ребята, которые хотят работать и знают, как работать. Но на открытие нужно немало денег. Когда строили Казацкую — потратили 13 миллионов рублей.
После развала шахтоуправления жителей Ватутина уменьшилось с 28 тыс. до 15 тыс. Больше всего выехало молодежи.
— Если бы платили нормальную зарплату — почему бы не поработать, — говорит студент Богдан Шарко, 19 лет. — Тысячи четыре гривен — было бы нормально. Но для меня это было бы просто подработкой. Навсегда не хочу здесь оставаться.
Первыми на Звенигородщине в 1947-ом начали разрабатывать залежи бурого угля возле села Юрковка. Месторождение тогда назвали Юрбасс.
"Знакомый купил однокомнатную за 200 долларов"
Когда в Ватутине закрылись шахты, люди продавали квартиры за бесценок и выезжали из города.
— В 1999-ом мой знакомый купил однокомнатную квартиру за 200 долларов, — вспоминает Валентина Кравченко, 46 лет, из Ватутинского городского совета. — Правда, малосемейка была совсем запущена, нужно было срочно ремонтировать. Но 200 долларов! Теперь за такую попросят 10 тысяч "зеленых"!
Из-за низких цен исполком до 2005 года покупал жилье самым бедным ватутинцам.
— За 20 тысяч гривен купили трехкомнатную для ребенка-инвалида и сравнительно недорого — для "афганца", — продолжает. — Сегодня об этом можно только мечтать. Бюджет к нынешним ценам не приспособлен.
— Десять лет тому назад мы решили сойтись и жить вместе, — рассказывают Елена, 35 лет, и Сергей, 40 лет (фамилии просят не называть). — В Ватутине за 2,5 тысяч долларов купили двухкомнатную квартиру. Теперь жилье не купили бы — не те уже цены. Сегодня за нашу квартиру просят 25 тысяч долларов.
Много квартир сдают в аренду. Желающих приобрести жилье мало.
— Объявлений на продажу квартир в Ватутине полно. Но продается мало, больше сдают, — говорит Наталия Кучерук, 50 лет, из региональной газеты объявлений и рекламы "Все обо всем". — Я тоже лет пять, как продала трехкомнатную квартиру на пятом этаже за 5 тысяч долларов. Теперь она стоит 20 тысяч. На такое дорогое жилье в Ватутине негде заработать. Хозяева выезжают на заработки за границу. Непроданные квартиры пустуют.
Комментарии
1