Вторую неделю в коридоре Тальновского городского совета выстраиваются очереди. Люди оформляют документы на изготовление бесплатных актов на землю.
— На днях заглянула в почтовый ящик, а там письмо от Юльки, — говорит 71-летняя Людмила Осауленко. — Пишет мне, чтобы я землю шла приватизировать. У меня - 9 соток приусадебного участка. Раньше денег на это не было. Знаете, как у пенсионера: отложишь на что-то, а потом тянешь оттуда, потому что жить не за что. Вчера ткнулась в горсовет, а там очередь, как в Мавзолей. Я туда веками не попаду.
Документы мы начали принимать с 9 октября, — говорит 40-летняя Лариса Димитрова, заместитель городского головы. — Идут в основном деды с бабами, пишут заявления. Заявление должно быть написано собственноручно. У стариков руки трясутся. На одно заявление идет масса времени. Вчера принимала документы до восьми вечера.
Заявления о приватизации передают в Госкомзем, оттуда — в земельно-кадастровое бюро. Это хозрасчетная организация. Ее услуги платые.
— В целом по Украине нужно 6 миллиардов гривен на эту работу. Из Стабилизационного фонда выделили 500 миллионов. А затем что? — сетует Димитрова. — Пусть еще бюджетники, а кадастровое за бесплатно делать не будет.
Работники горсовета принимают желающих ежедневно с девяти утра. Кое-кто приходит в восемь. Ближе к обеду в коридоре возникает толкотня. За столом, где пишут заявления, нет свободных мест.
— Домой возвращаемся часов в семь, — говорит специалист сектора городских земель Анатолий Сокирко. — В нормальные дни работу заканчивали в пять.
Под дверями кабинетов люди сидят по несколько часов. Чиновники жалуются, что при заполнении бумаг часто допускают грамматические ошибки.
Не вижу ни дня, ни ночи. А я здесь и ставки не получаю
Заставляем переписывать по два-три раза, а это занимает много времени, — рассказывает специалист городского совета Роман Рейда, 32 года. — На каждого идет до 20 минут.
— Не вижу ни дня, ни ночи. В первые дни очередь была по 30 человек, — сетует землеустроитель Билашковского сельсовета Тальновского района 48-летняя Екатерина Устиченко. — В сельсовет все не вмещались. А я тут и ставки не получаю. Правительство свои предыдущие решения не упразднило, вот и выходит, что в нашем селе не наберется столько домовладений, для полной ставки землеустроителя. Работаю, считайте, задурно с утра до ночи.
Билашкивскому сельскому совету принадлежит поселок Левада. Люди пользуются огородами больше 60 лет. Все они за пределами земель сельского совета.
— Мне сказали принимать все заявления, — говорит Устиченко. — Мол, потом разберемся. Но по закону людям приватизировать огороды за пределами земель сельсовета мы не имеем права.
В Каменском районе больше 14 тыс. землевладений. За предыдущие годы землю приватизировали 4 тыс. владельцев.
— Приватизацией занимаются две бригады. За день работники могут оформить акты максимум 10 заявителям, — говорит начальник Каменского районного отдела земельных ресурсов Руслан Дорошко, 37 лет. — С такими темпами до нового года сможем удовлетворить не больше тысячи заявлений на приватизацию. Сегодня имеем больше шестисот. Ежедневно их количество увеличивается.
Заявления принимают в среду, четверг и пятницу. Подготовкой бумаг в селах занимаются сельсоветы. Потом документы везут в райотдел земельных ресурсов. Если в селе нет землеустроителя, необходимо обращаться непосредственно в районный отдел земельных ресурсов.
В Черкасской области 413 тыс. частных земельных участков. Из них 205 тыс. приватизированы.
— Сначала планировалось, что бесплатная приватизация будет длиться до конца года, — комментирует заместитель начальника областного управления земельных ресурсов Анатолий Домчеков, 57 лет. — Постановлением от 21 октября правительство продлило ее на весь следующий год. Ажиотаж скоро спадет.
Комментарии