"Понимаете, у нас три вида грунтов, — говорит председатель сельского совета Сергей Полищук, — черноземы, супески и пески. Те, кому при разделении на паи выпали пески, ни какой выгоды со своего пая не имеют".
Сельсовет Лоташово Тальновского района объединяет два села — Лоташово и Песчаную. Супруги-пенсионеры Прокопенко из Песчаной имеют свыше трех гектаров пая — сплошных песков. Таких в селе почти два десятка человек. Первые два года после разделения на паи на землю что-то давали, а затем перестали. Руководитель лоташо вского хозяйства Леонид Швец подсчитал, что вложить в эти паи нужно больше, чем можно будет получить. Потому и не обрабатывал их.
— На той земле давно уже выросла небольшая сосновая роща, — говорит местный землеустроитель Николай Заремба. — Под Новый год крестьяне ходят туда за елками.
— Люди в селе хоть что-то имеют, — жалуется 75-летняя Евгения Прокопенко. — Вон в прошлому году Швец дал на паи три центнера пшеницы, немного ржи, литров с десять постного масла. А я все с базара должна носить. Для кабанчика нужно купить, для кур — тоже. Муж у меня больной, ничего делать не может.
Восемь лет подряд женщина покупает все на рынке. В прошлом году тяжело заболел муж Виктор, 73 года. У него высокое давление и простатит. Детей у Прокопенко нет.
В ноябре 2007-го Евгения Ивановна обратилась к сельсовету и просила заменить их паи.
— Мы с пониманием отнеслись к просьбе, — говорит сельский голова Сергей Полищук. — На сессии выделили другой участок.
Чтобы иметь акт на право владения землей, Прокопенко нужно было получить согласие областной службы охраны культурного наследия. Ее возглавляет 55-летний Николай Суховый. Археологи должны были посмотреть, нет ли на этой земле исторических достопримечательностей. Евгения Ивановна поехала в Черкассы. Там ей сказали, что пришлют специалиста, который осмотрит участок.
Поскольку упомянутого специалиста в Тальном нет, попросили Владислава Чабанюка — директора трипольского заповедника — профессиональным глазом посмотреть на будущий пай Прокопенко.
— Я послал в Черкассы заключение, что никаких археологических достопримечательностей на этом земельном участке нет, — объясняет Чабанюк.
Служба охраны памятников области разрешения не прислала. Тогда Евгения Прокопенко опять поехала в Черкассы.
Они неправильно разделили паи
— Зашла я в кабинет к начальнику Николаю Суховому, — рассказывает женщина. — Говорю к нему: "Невеста приехала". А он смотрит на меня: "Какая такая не ве ста?" — "Та, что земли много имеет", — отвечаю. Выслушал меня хорошенько, а тогда и говорит: "Едьте, бабушка, домой, присматривайте за дедом. Придет весна — будет вам земля". Я тогда еще и на рейсовый автобус опоздала, так пришлось на старости лет еще и ночью на вокзале мерзнуть, — жалуется пенсионерка.
Весной разрешения никто не прислал. В марте приехал в Тальное Анатолий Чабан — заместитель губернатора Александра Черевко. Крестьянка обратилась к нему:
— Он меня выслушал и говорит: "Приеду в Черкассы — разберусь", — вспоминает женщина. — Даже телефон свой дал.
Однако на обращение Чабана Николай Суховый написал, что нужно "выяснить ситуацию, какие памятники попали в паи, сколько в сельсовете земель запаса и резерва".
Пыталась помочь Прокопенко районная администрация. Пригласила Сухового на свою коллегию. Однако тот не приехал.
Районный чиновник, который пожелал остаться неизвестным, допускает:
— Просто у Николая Сухового есть мощные связи в Киеве. Вот он никого и не боится. Баба из Песчаной даже деньги заплатила и квитанцию имеет, а земли получить не может.
Суховый обвиняет во всем тально вский отдел земельных ресурсов.
— Они неправильно разделили паи, включив в них курганы. Теперь нужно все делать по-новому. Потому-то мы и не даем согласования, потому что тогда Прокопенко опять придется перемерять и выделять пай, — говорит он.
Специалист тально вского отдела земельных ресурсов Виктор Спасибожко удивляется:
— Причем здесь людские паи? Ведь пенсионерам выделили землю государственной собственности. Там в Черкассах вам просто вешают лапшу на уши.
В настоящее время в районе около 100 человек не могут получить свои земельные паи. Всем Черкасская служба охраны культурного наследия не дает разрешения.
Комментарии