Ексклюзивы
четверг, 07 апреля 2011 17:24

На рынок ездят на школьном автобусе

Автор: фото: Ирина ПАТЛАТЮК
 

В село Березовка Манькивского района четыре месяца не ходит рейсовый автобус. От райцентра до села — 30 км.

В Манькивку можно добраться из соседнего села Крачкивка. От Березовки — 5 км. Местные идут туда пешком час-полторы. В воскресенье по дороге встречаем двух женщин с детьми.

— В одиночку на автобус в Крачкивку никто не ходит, все боятся. У нас здесь парня убили и девочку изнасиловали. Вечером страшно из дома выйти, не только лесом и полями к автобусу идти. Когда приходится ехать в Манькивку документы оформлять, то родственники выходят встречать, если поздно вернешься, — говорит местная жительница Елена, 32 года.

В селе около 500 жителей. Скупаться на базар люди ездят в соседние Буки за 4 км на школьном автобусе. Обычно водитель везет дополнительных пассажиров бесплатно. Домой возвращаются пешком или на такси. Из Буков до Березовки берут 10 грн. Также добираются на велосипедах, лошадях. Часто за 100 грн нанимают машину, чтобы съездить по делам в райцентр. Собираются по несколько человек, чтобы сэкономить.

Автобус Манькивка—Юрпиль обслуживал пять сел. В Березовку приезжал дважды в день. Билет стоил 6 грн. В селе собрали 217 подписей за то, чтобы вернули автобус.

— У нас здесь преимущественно пенсионеры живут, — говорит Елена Лиса, 59 лет. — Я еще могу дойти, а многие уже нет. Дети войны ездят постоянно в пенсионный фонд, в суды. Добираться очень тяжело. Мы обращались и в сельский совет, и в районный. Я даже звонила на горячую линию к губернатору Сергею Тулубу. Ответ пришел, но мы и так это знали. Сказали, что ищут перевозчика. Начальникам в области все равно, а мы пешком ходим. Если автобус не пустят, будем звонить на горячую линию президенту.

В Манькивской райгосадминистрации говорят, что нашли перевозчика, готового пустить автобусы по проблемным маршрутам. Ожидается, что рейсы возобновят через две недели.

— Перевозчик, работавший на этом маршруте раньше, отказался. Мало пассажиров, — говорит 31-летний Тарас Кравчук, заместитель председателя Манькивской РГА. — А другие взять не захотели. Мы нашли перевозчика из Киевской области. В настоящий момент оформляем документы.

— В семи районах области автотранспортные предприятия перестали существовать, — говорит 50-летний Евгений Кимлик, бывший руководитель отдела транспорта и связи облгосадминистрации. — Их нет в Драбове, Манькивци, Катеринополе, Жашкове, Чигирине, Каневе и Христиновке. Чем дальше от Черкасс, тем меньше шансов на сохранение. Основная причина — убыточность общественного транспорта.

Из 1 млн 286 тыс. населения Черкасской области 500 тыс. — льготники. 67 тыс. — дети до 6 лет.

— Фактически всего 719 тысяч жителей области могут оплатить свой проезд. А возмещения из бюджета за проезд льготников остались на уровне пятилетней давности. Добавляйте сюда ужасное состояние дорог и дороговизну бензина и запчастей, тогда узнаете, почему умирают автотранспортные предприятия, — утверждает Евгений Викторович.

Государственную субвенцию за перевозку льготников впервые разделили на 12 месяцев. Раньше 60% суммы платили в последнем квартале.

— Не может быть в государстве такой нонсенс, когда тариф на проезд регулируется, а его составляющие — цены на запчасти, горючее и другое, — нет. Во всем мире общественный транспорт оплачивает бюджет. Скажем, хотят в районе, чтобы во все села ходили автобусы. Финансисты садятся и высчитывают стоимость. Потом договариваются с перевозчиком. Все заработанные на перевозке средства идут в бюджет. Впоследствии из него к этим деньгам добавляют остальную оговоренную с перевозчиком сумму. Только тогда общественный транспорт ходит стабильно. У нас же перевозчикам предлагают получать прибыли на общественном транспорте. А это невозможно, — уверен Евгений Кимлик.

Кое-где пригородные автобусы не получают от рейсов выручки вообще.

— Мой знакомый собственным автобусом ездил на одно из сел Манькивского района. Выезжал в шесть утра. Однажды с ним в село ехала всего старушка-льготница. Из села автобус забрал двух дедов. На второй рейс ситуация повторилась — забрал дедов, а привез бабку. В результате потратил 300 гривен, а не привез ничего. В такие села никто не будет ездить — ни частники, ни автобусы АТП. Выход я говорил — район должен оплачивать общественный транспорт.

Транзитные автобусы проходят Катеринопиль

Хуже всего автобусное соединение с областным центром у Катеринопиля и Манькивки.

Мимо Катеринопиля не едет ни один транзитный автобус. А в Черкассы пассажиры добираются четырьмя рейсовыми. 120 км преодолевают за 2-3 час. Через город идут два поезда — утренний Черкассы–Умань и вечерний Черкассы–Христинивка. Жители окраин от железнодорожной станции до дома проходят 5 км.

От Манькивки до Черкасс — больше 170 км. В областной центр курсируют четыре автобуса. Последний — в 12.40. Мимо станции "Поташ", в 6 км, проходят те же два поезда. Христинивский прибывает в 22.00.

Нет железнодорожного сообщения с Черкассами у двух самых отдаленных райцентров области Монастирище и Жашкив. Однако они компенсируют это частыми автобусными рейсами — семь раз в день. Из Лисянки в Черкассы ходят 10 ежедневных автобусов. Самое лучшее соединение в Смеле и Золотоноше. Кроме нескольких поездов, с автостанций областного центра каждые полчаса отправляется автобус.

 

Сейчас вы читаете новость «На рынок ездят на школьном автобусе». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть