Уманцы готовятся к приезду паломников-хасидов. Каждый год те тысячами приезжают на празднование иудейского нового года Рош-ха-Шана. В этом году праздник приходится на 16-18 сентября.
Район паломничества охватывает несколько улиц вокруг могилы хасидского праведника ребе Нахмана. Идем туда 26 августа после обеда.
При входе чисто. Чем ближе к могильному комплексу, тем больше вокруг пакетов от еды и разных оберток.
- Здесь так всегда, люди не хотят убирать, - говорит уманец Игорь Глинский, 54 года. Играется с внучкой во дворе. - Нам от паломников одни хлопоты. Все соседи вокруг квартиры сдают. Ребенок ночью спать от шума не может. Они же круглосуточно гуляют. Мы живем как раз на отрезке улицы между двумя постами ГАИ. Выехать очень тяжело, мало того что постоянно требуют пропуск, так еще и аварии на этих постах постоянно из-за большого потока машин.
За перекрестком ул. Пушкина и Кулика сделали тротуар. Под бордюром, где оставили место для клумбы, пробивается вода - лопнула водопроводная труба.
- Совсем недавно сделали, хотя мы уже несколько лет просили. Здесь машины так летают, что без тротуара никак, - говорит Виктория Бондаренко, 42 года. - У нас ворот нет. Так к приезду паломников должны сделать, потому что они ходят, где им нравится. Заходят во двор, бродят, что-то говорят. Но мы их не понимаем, а они нас. Ссориться не хочется. Раньше мы принимали паломников, но раз на раз не приходится. Иногда ремонт дороже обходился, чем были заработки.
Возле могилы ребе Нахмана появились таблички на иврите и русском, где заходить мужчинам, где - женщинам. Последние могут воспользоваться двумя входами. Около обоих стоят столики с шарфами и юбками. За ними сидят местные.
- Работаю здесь меньше месяца, - рассказывает Наталия, 26 лет. Одета в рубашку с длинным рукавом, длинную юбку, на голове платок. - Большинство женщин иностранки. Наших мало. Те, что из Израиля, знают, куда приехали и как себя вести на могиле. Есть такие, что помогаю им одеться. Женщины есть женщины - и платок, и юбку стараются брать такие, чтобы подходили по цвету. Буду здесь работать до массового приезда паломников. Тогда на могилу будут приходить только мужчины, мне здесь быть нельзя будет.
Большинство жителей микрорайона сдают жилье паломникам. Стоимость за сутки от $10 в отдаленных кварталах до $500 в квартирах рядом с могилой.
- В этом году заменили панцерные кровати на двухъярусные деревянные, - рассказывает жительница одного из домов Ольга Валюк, 57 лет. - У нас двухкомнатная квартира, возьмем 16 паломников. Кухня большая, есть возможность вынести столы во двор и есть там. В прошлом году селили семерых. Особых проблем с уборкой не было.
В многоэтажке по ул. Пушкина, 46 грузчики снимают с "газели" запакованный холодильник.
- За неделю в этот район третий раз везем, - говорит один. - Здесь техника часто горит. Больше всего заказывают в сентябре, берут все: кондиционеры, плиты, стиралки, холодильники.
Обладательница нового холодильника нашла жильцов в интернете.
- Написал какой-то мужчина просьбу найти жилье для паломников, - говорит уманка, имя просит не называть. - Он из Франции. Едет с друзьями, их 10 человек. Мы в этом году брать постояльцев не планировали, но он очень просил, потому что не хотел через посредников. Часть денег перечислил на карточку. Перед их приездом сделаю генеральную уборку.
Ольга Татусяк с мужем собираются на дачу. Планируют пожить там в то время, когда сдадут жилье.
- Упаковала вещи, наши с мужем и детские. Раньше сдавали только одну комнату, в другой все складывали и закрывали. Теперь будем сдавать две. Вещи за два дня перевезем на дачу. Там у нас и удобства есть, просто ездить на машине ежедневно в Умань накладно.
30
тысяч паломников ожидают в этом году в Умани. Больше город принять не может.
С пожарными будут дежурить водолазы
В этом году во время паломничества хасидов с милицией будут дежурить водолазы и пожарные.
- Пожарные присутствовали и раньше, а вот водолазы очень нужны, - комментирует представитель благотворительного фонда рабе Нахмана - Шимон Бускила. - В прошлом году во время традиционного омовения в карьере возле могилы утонул 19-летний паломник. Ему стало плохо в воде, а спасти было некому. Поэтому мы обратились с просьбой, чтобы дежурили и водолазы.
Комментарии