18 инвалидных колясок с электроприводом должны получить инвалиды-колясочники области. Одна стоит 30 тыс. грн. Семь из них в середине февраля вручил губернатор Сергей Тулуб. Вместе с 25-летним Тарасом Морозом идем испытывать прибор.
Во вторник после обеда из дома на ул. Гагарина, 51 в микрорайоне Таможня Василий Мороз, 55 лет, выводит под руки сына. Сажает в коляску, пристегивает ремнем. Коляска черного цвета, сзади с багажником, с мягкой спинкой, впереди небольшой рычаг, чтобы переключать передачи. Семья живет в квартире на втором этаже, электроколяску хранят в гараже во дворе.
— Это вторая электроколяска. Предыдущая такая же — только красная, — говорит отец.
— Тарас учится в Черкасском государственном технологическом университете по специальности "инженер-программист". Образование получает экстерном. На электроколяске ездит на прогулки. На учебу отец отвозит машиной. В университете садится на ручную коляску.
— Черная коляска как где-то загрязнится, не так видно. Но красная как будто тише в ходу. Этот гудит, может, проработает. И старая как будто быстрее едет, но, возможно, из-за того, что зима. Эту коляску нам дали на восемь лет, потом должны поменять. Моделька старая. Сейчас есть лучшего качества — с высокой спинкой, которую можно регулировать, — добавляет Василий Мороз. Руками счищает снег. — Пока заряжалась, немного снега нападало. Мы ее на улице заряжаем, через окно опускаем переноску, коляску накрываем клеенкой, ставим на целый день на зарядку.
У подъезда приделан к бордюру небольшой пандус. Тарас включает коляску, слышно гул мотора. Выезжает на дорогу, ожидает, пока проедут машины. Колеса уверенно идут по льду.
— На центральных дорогах я стараюсь ехать по тротуарам, потому что большой наплыв машин, а так езжу по дорогам, под краем, потому что тротуары заснежены — скользит, — рассказывает.
На повороте поворачивает к магазину "Гранд на Таможне". Заезжает купить шоколадку.
— Этот пандус больше для того, чтобы люди могли покупки на тележках привезти к своей машине. Но я использую его, чтобы заехать в магазин, — двигается в торговый зал. — Здесь удобный большой проход, так же удобно в "Сельпо" на Дашкевича, в "Доме торговли", а вот в "АТБ" — только, если договорюсь через кассу заехать, там очень неудобно.
Ищет полку со сладостями. Берет плитку черного шоколада с орехами.
— Я делаю очень много уроков и мне после обеда хочется черного шоколада, аж такого горьковатого.
Следует к кассе. Ищет самый широкий проход.
— Я здесь в первый раз. Сейчас увидим, пройдет ли коляска. — Коляска беспрепятственно проходит. Тарас рассчитывается, радостно улыбается и кладет на багажник шоколадку.
Бордюры снижены по всему центру
Пандусы в центре города есть почти возле всех организаций, поэтому передвигаться на инвалидной коляске можно свободно.
— У нас снижены бордюры по всему центру, — рассказывает Тарас Мороз. Аня Харченко (руководитель благотворительного фонда "Надднепрянщина", отстаивает права инвалидов. — "ГПУ") добилась, чтобы по центру были пандусы, — первый будет на перекрестке Пионерской и Шевченко, на Смилянской, Дашкевича, кое-где есть на Гоголя. Есть пандус в облгосадминистрации, в горисполкоме можно только заехать на первый этаж, а дальше — восемь ступенек, ни к лифту не проедешь, никуда, только в коридор.
Комментарии