Украинские водители используют свыше десятка знаков для помощи друг другу на дорогах.
- Это и благодарность аварийкой или фарами, и специальные жесты, когда что-то неисправно, - рассказывает вице-президент Международной федерации защиты прав водителей Вадим Карнаухов, 49 лет. - Молодежь часто их использует. Причем безразлично, какая у тебя машина - "жигули" или "мерседес". Все равно помогают. В советское время шоферы подмигивали друг другу дальним светом перед опасностью или постом ГАИ. Солидарность была сильной, потому что ездили на "москвичах" и "Волгах", которые часто ломались. Рассчитывали в дороге только на себя и коллег. В 1990-х такого стало меньше.
- Сейчас молодежь за границу ездит. Там и набралась культуры, - говорит житель столичной Борщаговки Анатолий Пугач, 52 года. Он водитель с 33-летним стажем. - Я в Польше много водительских знаков выучил, как на фуре стал работать. Например, хочу обогнать автопоезд на узкой дороге. Он включает левый поворот, значит, "не рыпайся, навстречу едет машина". Включает правый - "обгоняй". Это делает обгон безопасным для меня.
Самый популярный знак в городе - мигание аварийной сигнализацией. Так водители просят прощения или благодарят.
- Чем дольше мигает, тем больше благодарен. А бывает, включаю аварийку на 3-4 секунды, когда на трассе меня слепят сзади дальним светом. Шофер после этого переходит на ближний.
Аварийную сигнализацию со стоп-сигналом включают, чтобы сообщить о заторе. Водитель позади видит это и тормозит загодя. Так избегает аварий. Правый поворот и мигание дальним светом - просьба остановиться на обочине.
- Ехали с женой из Одессы прошлым летом. Смотрю, красное "Шевроле Авео" настигает, "просит" остановиться. Не успел я дверцу открыть, как подбегает мужик в соломенной шляпе - водитель "Авео". Пошли, говорит, арбузом угощу. А у него в салоне арбуз 13-килограммовый треснул. Он решил с нами поделиться, чтобы не пропал. Сладкий был. Час на обочине ели, разговорились.
Одно длинное мигание дальним светом - просьба пропустить.
- Или уступить полосу, если светят сзади. Иногда это показывают указательным пальцем.
Некоторые водители днем используют жесты. Опущенный вниз указательный палец сигнализирует о пробитом колесе.
- Водителям грузовиков показывают кукиш, когда у них между двойными задними колесами застрял камень. Он может вылететь и разбить стекло машине, которая едет позади. Многократное сгибание руки в локте - незапертый багажник. Раз догоняю на трассе "опель" с открытым багажником. Из него вот-вот все рассыплется. Рукой машу, а шофер не понимает. Думал, угрожаю. Закрыл окно - и наутек, - продолжает Пугач.
Не все понимают эти знаки. Из-за этого бывают аварии, говорят в Международной федерации защиты прав водителей.
- Один автомобилист недавно мигнул фарами другому, чтобы тот уступил полосу. Другой ответил так же. Они столкнулись, - рассказывает Вадим Карнаухов. - Следует руководствоваться правилами дорожного движения в любой ситуации. Потому что не все знают эти сигналы джентльменства. Новичкам и женщинам лучше не мигать фарами и не жестикулировать, чтобы пропустили. Это их сбивает с толку. Такие знаки хорошо воспринимают водители автобусов и грузовиков. Им они действительно будут полезны, потому что немногие пропускают тихоходный транспорт.
Комментарии