четверг, 08 апреля 2010 17:02

"Дочка не смогла толком объяснить, чем отличается кролик от курицы"

Автор: фото: Наталия ПИСАРЕВА
  Учительница первого класса черкасской гимназии №1 Екатерина Коломиец рассказывает о празднике Пасхи. На доске выставлены работы лучших учеников посвященные пасхальной тематике
Учительница первого класса черкасской гимназии №1 Екатерина Коломиец рассказывает о празднике Пасхи. На доске выставлены работы лучших учеников посвященные пасхальной тематике

В апреле родители начинают записывать будущих первоклассников в школу. Специализированные учреждения и гимназии Черкасс отбирают учеников на основе вступительных экзаменов, на которых определяют математические, лингвистические способности, логическое мышление и уровень психологической готовности к школе 6-летних детей.

Черкасщанка Надежда Левченко в прошлом году отдала дочь Светлану в первый класс гимназии N31. Своим решением довольна. В апреле-мае 2009-го Светлана проходила вступительные беседы в двух самых престижных школах города — гимназиях N1 и N17.

— К школе начали готовиться с 3 лет. Учили стихотворения, слушали сказки. В четыре года Светлана научилась читать, — вспоминает мать. — В детсаду немного приплачивали воспитательнице, которая хорошо знает английский. Просили дать начальный уровень. Когда узнали о вступительном собеседовании, сразу пошли в 17-ую гимназии. 20 детей с экзаменаторами зашли в класс. На доске висели фигурки животных, а детям предлагалось назвать их по-английски. Дочка всегда поднимала руку первой. Следующее задание было на логику. Нужно соединить разные точки на бумаге, чтобы вышла фигура. В конце — чтение. Со всеми заданиями дочка справилась. Нас записали в школу. В конце я прошла беседу у директора. Однако решили попробовать свои силы еще и в конкурсном отборе в первую гимназию.

В гимназию N1 Светлана отбор не прошла. Не хватило баллов. Мама опечалилась:

— Там довольно странная система. Учителя садятся за стол. В класс вызывают будущего первоклассника. Он садится на стул возле учителей. Ребенку начинают задавать разнообразные вопросы. Моя дочка сразу как-то смутилась. Смотрела на взрослых и еле говорила. Долго думала и не смогла толком объяснить, чем отличается кролик от курицы. Я смотрела и не узнавала ее.

В сентябре Надежда Левченко передумала отдавать Светлану в гимназию N17:

— Знакомые говорили, что школа переполнена. Внутри шумно и даже помещение какое-то темное. Решила отдать Светланку в 31-ую гимназию, в нескольких сотнях метров от дома. Вступительного собеседования там не было.


Престижным в Черкассах считают физико-математический лицей, первую и 31-ую гимназии, специализированные школы N9 и N17.

— Престижность учреждения — это условно понятие, — говорит начальник городского отдела образования Александр Лавринюк, 61 год. — Эти школы имеют больше всего победителей олимпиад и конкурсов Малой академии наук.

Гимназии и лицеи — образовательные учреждения нового типа, специализирующиеся на углубленном изучении отдельных предметов. Последние не имеют начального звена, на обучение набирают с седьмого, восьмого или девятого классов. В гимназии, как и в общеобразовательные школы, дети идут с 6 лет.

— По приказу директора заведения нового типа создается комиссия, которая по собеседованию определяет уровень знаний ребенка, психологическую готовность учиться здесь, — разъясняет Александр Гаврилович. — А в общеобразовательные учреждения конкурса быть не может.

В специализированную школу N17 заявления на прохождение конкурсного отбора принимают до 15 мая. В учреждении углублено изучают иностранные языки. Уже в первом классе по четыре урока английского в неделю. С пятого класса изучают второй иностранный язык.

Будущие первоклассники проходят собеседование длительностью до 30 мин. в присутствии родителей.

В прошлом году мы отказали где-то 30 родителям

— Ребенку дают задание для определения готовности к системному обучению, проверяется способность к изучению иностранных языков, моторика рук. Также основы чтения. Однако мы не выставляем требований относительно определенной скорости чтения, как многие говорят, — рассказывает директор школы Дмитрий Бунякин. — На собеседовании также присутствует психолог, который определяет уровень психологической готовности ребенка. По результатам всех собеседований ставится определенное количество баллов.

В 2009-ом в школу набрали пять первых классов по 30 детей. В этом году планируют сделать столько же. Два класса учатся при школе на ул. Крещатик, три — в детском садике N34.

— В прошлом году мы отказали где-то 30 родителям. Некоторым советовали пока не отдавать ребенка в школу, потому что он физиологически не готов, — говорит Бунякин.


В гимназию N31 на Таможне набирают три первых класса по 30–35 детей. Конкурсных собеседований не проводят. Принимают по заявлениям родителей.

— Если заявлений у нас столько, сколько мы можем взять детей, то берем всех, — рассказывает заместитель директора из учебно-воспитательной работы Наталия Матвеева. — Если же больше, а часто у нас на 90 мест претендуют 100–120 детей, то учителя проводят с детьми собеседование. Обращают внимание на то, готов ли ребенок к школе психологически, знает ли он, чего от него там ожидают. Настроен ли на учебу, потому что часто приводят деток 5,5 лет, которые еще не готовы учиться.

— Ежегодно набираем только два первых класса, — говорит директор первой городской гимназии 52-летний Сергей Саенко. — У нас школа небольших размеров.

В этом году принимать детей в школу начнут с 10 апреля. Первую городскую гимназию называют еще лингвистической. Здесь учат 11 языкам, в старших классах довольно много предметов преподают на английском:

— При вступлении в наше учебное заведение проверяем психологическую готовность, умение читать хотя бы по слогам, развитие логики.

В черкасском коллегиуме "Берегиня" уже сформированы три первых класса. На очереди — четвертый. "Берегиня" - филиал Киево-Могилянской академии.

— Конкурсного отбора у нас нет, — говорит директор школы Василий Титаренко. — Есть только собеседование и то по согласию родителей.

В этом году в первый класс на Черкасщине пойдут почти 10 тыс. детей.




В заявлении нужно было указывать местную приписку


При Союзе в школу принимали детей только из прилегающих микрорайонов, — говорит заслуженный учитель Украины Светлана Силантьева, 48 лет. Работает класс оводом Черкасской школы N17. — Вот, чтобы отправить ребенка в нашу школу, родители писали в заявлении директору, что живут по улице Смелянской. Могли требовать справку о приписке. Сейчас такого нет. У меня дети со всего Черкасского района.

Педагог рассказывает, что теперь дети другие, чем были когда-то. Меньше получают низких оценок, записей в дневник о плохом поведении.

— Практически все умеют читать. А раньше — немного больше половины 7-летних первоклассников. В психологическом плане картина другая. Ученики перегружены компьютерами, агрессивными мультфильмами, телепередачами. От этого они и физически более слабые.

Учителям гимназий и лицеев платят больше

— При приеме на работу обращаем внимание на стаж, категорию, — говорит директор Первой городской гимназии Сергей Саенко. В этом году 18 ее учеников стали призерами всеукраинских олимпиад. — Глубокие знания могут дать детям высокопрофессиональные учителя. Наш завуч по иностранным языкам Надежда Ананьева — кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Украины, кавалер ордена княгини Ольги третьей степени. Она не хочет преподавать в высшей школе, говорит, дети — это ее жизнь. В университете зарплата, конечно, выше. Брали на работу и выпускников, которые зарекомендовали себя хорошо во время учебы.

Учителям учреждений нового типа платят на 10% больше. Ставка педагогов общеобразовательной школы без стажа (18 ч. в неделю) — 943 грн, преподавателя университета в первый год работы — 1406 грн (900 ч. в год).

Сейчас вы читаете новость «"Дочка не смогла толком объяснить, чем отличается кролик от курицы"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть