Дефолт национальной гордости.

Все кто сделали это - молодцы. Нет, сначала, им наверняка было страшно и обидно, но потом – молодцы. Швеция, величайшая военная держава своего времени, однажды навсегда отказавшаяся от славного боевого прошлого. Германия и Япония, пережившие ужасающий разгром, оказавшиеся у черты ниже которой начинается распад нации, разочарованные, опустошенные, признавшие себя злодеями, согласившиеся на все наказания, принявшие их, проклявшие часть своего прошлого, сегодня живут, так как мы, не будем никогда.

Мы же, оказавшись в очередном тупике, перед лицом очередной опасности, неизменно повторяем себе, что это не мы виноваты, что мы, на самом деле, хорошие, и у нас есть некий дух, смекалка и еще что-то очень важное. На самом же деле, все то, что является нашей исторической памятью, наши представления о себе, все, что мы привыкли о себе думать, привело нас к той ситуации, в которой мы сегодня находимся. И приведет снова. И снова. Потому что мы ни разу, за всю свою историю, не набрались смелости, чтобы дать себе объективную оценку. Ни разу не попытались начать с чистого листа. Напротив, мы так долго прожили в самообмане, что для нас он стал правдой, святыней, тем, за что стоит отдать жизнь. И сейчас, на востоке, эти жизни отдаются и отбираются, исключительно по этой причине. Мы словно учувствуем в безжалостном эксперименте - что еще готовы вынести люди ради смутного чувства гордости?
Что у нас есть такого, чем можно так беззаветно гордиться, что мы готовы закрывать глаза на объективную реальность? Неужто это мы основоположники современной науки или сенсеи экономических и технологических чудес покоривших мир? Или от наших произведений искусства ломятся каталоги художественных академий?
Нам тоже полезно было бы поступить как немцы, ужаснувшиеся самих себя и, с немецкой точностью, вырезавшие из своих сердец, часть своей истории. Нам тоже стоило бы всех, от мала до велика, принудительно сгонять к обнаруженным местам захоронений расстрелянных во времена сталинских чисток и заставлять помогать в перезахоронении и благоустройстве могил. Нам следовало бы хорошенько проникнуться тем, что мы соучастники, мы потомки тех, на чьей земле и с чьего согласия была возможна такая невыносимая несправедливость, лицемерие и невежество. Это мы последними отказались от рабства, мы последними научились писать и считать, это мы могли всю жизнь прожить в коммуналке и каждую ночь слушать, за стенкой храп человека, который донес на твоего отца или брата, реабилитированного посмертно? Как можно учить в школе поэтов, убитых по приказу почитаемых вождей, жить в городах, названных в честь генералов ликвидированных в конкурентной борьбе? Как можно было догадаться, что ложь эффективнее всего печатать под заголовком "ПРАВДА"?! Как можно строить ракеты для людей, которые продержали тебя 5 лет в лагере, как врага народа? Где была наша пресловутая гордость тогда? Тебя предавали, унижали, истязали, а ты им ракеты проектируешь? Забавно, я недавно, в сериале "Игра Престолов" обнаружил персонажа, ведущего себя точно также – Теон Грэйджой, в четвертом сезоне. Вонючка.

Я думаю, может, не было у нас никаких врагов народа? Может, это просто народ такой?

У нас накопилось столько неправедности, несправедливости, неразрешенных противоречий, что проще объявить дефолт, чем пытаться начать платить по счетам. Нам нужно признать, что мы большей частью лентяи, воры и еще раз лентяи. Мы не оставили после себя чудес света, потому что мы сами – чудо, как мы о себе, почему-то, думаем.

Национальная гордость, как абстракция, нормальная штука. Это такая духовная подпорка, которая позволяет не впасть в уныние представителю конкретного народа из-за того что он сам, отдельный представитель, не сделал в своей жизни ничего выдающегося. Обладатель действительно сильного культурного национального наследия всегда может себя успокоить: - Я-то лично не сделал, но вообще, многие мои соотечественники за меня как бы отметились. Мы, в целом - молодцы!

Хорошо, когда это правда. Плохо, когда человеку просто внушают, что у него есть эта подпорка, что у него есть достойное прошлое, есть великие в его роду. В этом случае возникает ложная самоуспокоенность порождающая инертность. Гражданин не чувствует и малейшей необходимости что либо доказывать себе и миру.

Я уверен, что нам нужно очень осторожно гордиться даже тем, чем действительно можно гордиться. Потому что то, чем можно гордиться появилось "из-за", а не благодаря нам. Достоевский, Гоголь, Толстой, Булгаков, это иммунные реакции на то, какие мы.

Но зато, нам в чем-то и повезло, нам не нужно прилюдно каяться, не нужно выплачивать репарации и принимать ограничения. Нам не нужно, как тем же немцам, виниться пред другими народами и пытаться как-то загладить вину. Мы не обидели ни кого, кроме самих себя. Все что стоит сделать, это объявить дефолт национальной гордости. И начать с нуля. Без страха, без первобытной ответственности перед давно умершими предками, без неуклюжей гордыни за давно утратившие актуальность достижения.

Кстати, когда-то, нечто подобное пытался сделать Петр I. Пытавшийся, после пережитого на учебе в Европе великодержавного стресса, хоть как-то перезагрузить Россию. И церковь реформировал, и с плеча рубил бороды и окна в Европу. Да жаль, все равно попал в старую ловушку – легче воевать и землями прирастать, чем учиться и работать.

Уверуйте братья! )) Ибо сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Евангелие от Луки, 15:7.

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі