Саммит НАТО: пересмотр отношений с Россией - перезрел
Новый саммит НАТО должен быть напряженным - Европа и США имеют различные приоритеты в вопросах безопасности, особенно учитывая политику президента Трампа. Более того, страны-члены должны наконец пересмотреть давно устаревший документ о сотрудничестве с Россией. Какие вопросы в повестке дня?
Очередной саммит НАТО пройдет 24-25 июня в Гааге. Но дискуссии о повестке дня и составе присутствующих уже продолжаются, и они напряжены, как никогда. Ибо касаются разноуровневых вопросов и вызовов – как внешних, так и внутренних. В конце концов перспективы дальнейшего направления развития самого Альянса.
Для нас важно понимать весь контекст, потому что вопросы безопасности, ее конфигурации и взаимоотношений НАТО как с Украиной, так и внутри Альянса отражают в известной степени глобальные тенденции в целом.
...этот саммит ознаменуется темой взаимоотношений США и Европы...
Прежде всего, фон, на котором будет проходить саммит. Кроме горячей войны РФ против Украины и теневой - против западных альянсов/стран, этот саммит ознаменуется темой взаимоотношений США и Европы (по-новому прозвучавшей в выступлении Джея ди Венса на Мюнхенской конференции по безопасности), и сохранится ли евроатлантическое единство.
И вопрос не только в уровне расходов на оборону и в тарифном выяснении отношения, но и в подходах и приоритетах - насколько они совпадают или расходятся. Ценности и/или интересы, единство и/или сделка - это то, что уже звучит открыто. В этом смысле предстоящий саммит станет одним из тех, на котором по факту реалий будет зафиксирован новый этап для Альянса.
Об этом свидетельствуют дискуссии и вокруг участников, и вокруг будущего совместного коммюнике, и относительно единства по ряду направлений (от видения стратегии по отношению к России - к оборонной политике на восточном фланге). Частично эти вопросы обсуждались на встрече "Бухарестской девятки" и нордических стран в Вильнюсе. Также этой теме посвящена встреча министров обороны стран НАТО в Брюсселе.
Но уже сейчас можно выделить несколько групп вопросов, которые в той или иной степени либо находятся в повестке дня, либо влияют на его формирование.
Первый. Вопрос о принятии нового минимального предела затрат для всего блока. Речь идет об озвученном требовании Дональда Трампа по расходам на оборону на уровне 5% ВВП. Принятие этой позиции США ставилось как необходимое условие участия Дональда Трампа в саммите. Можно констатировать, что здесь есть согласие. Представители разных стран уже озвучили, что в новом соглашении по расходам планируется утвердить выделение 3,5% ВВП на основную оборону и 1,5% на оборонные сферы к 2032 году.
Второе. Вопросы приоритетов. Повышение расходов на оборону обусловлено рисками и вызовами, которые сегодня находятся перед странами Альянса. Интересно, будет ли здесь баланс. Ибо если Европа остро переживает, прежде всего, угрозы со стороны России, то США больше акцентирует внимание на вызовах, связанных с Китаем и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
...необходимость переосмысления политики Альянса в отношении РФ давно назрела, если не перезрела
Третье. Вопрос новой стратегии по РФ, необходимость принятия которой была анонсирована еще на прошлом саммите НАТО в Вашингтоне. Следует напомнить, что после полномасштабного вторжения РФ в Украину НАТО назвало Россию "самой значительной и прямой угрозой безопасности членов Альянса". Но, несмотря на это, до сих пор действует "Основополагающий акт" (документ, подписанный с Россией в 1997 году, в котором указана общая цель "построить стабильную, мирную и нераздельную Европу"). То есть, необходимость переосмысления политики Альянса по отношению к РФ давно назрела, если не перезрела.
Формулирование нового подхода позволило бы более четко действовать в плоскости внутренних трансформаций и быстрее реагировать на гибридные угрозы, а также автоматически сняло бы ряд шантажистских требований России к НАТО. В значительной степени помощь Украине сдерживал как раз факт неопределенности по отношению к РФ. Хотя де-факто новая стратегия уже начинает воплощаться - имею в виду необходимость усиления защиты восточного, южного и северного флангов (в частности, Балтийского моря). В то же время, за последние месяцы произошло так много событий между самими союзниками (США и Европой), что закономерно возникают сомнения относительно того, будет ли единство во всех предложениях и каким будет масштаб возможного пересмотра отношений с РФ.
Четвертый. Вопросы пересмотра стратегии сдерживания. Его постановка особенно актуализировалась для Польши, стран Балтии и северных стран. Финляндия, например, по данным финских СМИ, уже сейчас готовится к тому, что Соединенные Штаты не будут соблюдать пятую статью НАТО, которая предусматривает совместную оборону государств-членов в случае нападения на одну из них. А значит - будет акцентировать внимание на упреждающих действиях.
Польша и страны Балтии, учитывая уже имеющиеся гибридные действия РФ и Беларуси через общность границ, также привлекают внимание к необходимости мер сдерживания. Польша ранее уже обращалась к НАТО по вопросу возможного расширения стран-участниц программы Nuclear Sharing (программа, которая является элементом политики ядерного сдерживания Альянса, для стран, у которых нет собственного ядерного оружия).
Не исключено, что возникнет вопрос необходимости не американского, а европейского ядерного щита для безъядерных стран НАТО в Европе...
Не исключено, что встанет вопрос необходимости не американского, а европейского ядерного щита для безъядерных стран НАТО в Европе, о чем говорил президент Франции Эмманнуэль Макрон. Другие примеры изменения оборонной политики - Великобритания и Германия. Новый немецкий канцлер Фридрих Мерц в своей первой речи в должности сказал, что Бундесвер должен стать одной из сильнейших армий в Европе.
А правительство британского премьера Кира Стармера на днях обнародовало элементы новой оборонной стратегии, предусматривающей расширение флота ударных подлодок, инвестирование в ядерные средства сдерживания и кибербезопасность, а также планы построить шесть новых заводов по производству боеприпасов и закупить 7000 ракет дальнего радиуса действия. Ну а США анонсировали создание системы ПВО "Золотой Купол".
Пятый. Вопросы конкретики о дальнейшей помощи и сотрудничестве с Украиной на текущем этапе. А также видение архитектуры безопасности европейского региона. Можно констатировать два подхода - США и Европы, которые и сейчас сохраняются. Готовность демонстрации уступок авансом России со стороны США и наоборот - еще большие санкции со стороны Европы, пока Россия не продемонстрирует реальные шаги в направлении мира.
Избегание резких формулировок в адрес РФ со стороны США и наоборот - сохранение жестких оценок со стороны европейских лидеров. Наглядно это проявляется, в частности, и в различиях при принятии совместных резолюций или коммюнике на международных площадках (ООН, G7), содержащих четкие формулировки в адрес РФ как страны-агрессора - США в последнее время их систематически избегают. Что касается саммита НАТО, то СМИ уже сейчас обращают внимание на проблематику будущей декларации, текст которой США якобы хотят сильно сократить.
Между тем, события стремительно развиваются. За эти месяцы не удалось достичь перемирия, несмотря на ожидания и посредническую переговорную активность США. Но кое-что стало для всех очевидным. Во-первых, что не Украина, а именно Россия блокирует перемирие. Во-вторых, Россия продолжает использовать гражданское население как объект атак. Украина же на днях продемонстрировала две успешные спецоперации - цель которых именно российские военные мощности, а не люди. В-третьих, Кремль навязывает целый блок политических требований, чтобы перевести военный излом ситуации в гео/политическое преимущество, направляя таким образом усилия не только на постсоветские страны, но и на западные альянсы.
...можно осторожно предвидеть единство союзников по поводу необходимости усиления сотрудничества НАТО с Украиной...
Из оптимистически реалистичного можно осторожно предвидеть единство союзников относительно необходимости усиления сотрудничества НАТО с Украиной по конкретным направлениям и далее - выделения коалиций стран. То есть, де-факто, интеграцию Украины в пространство безопасности Альянса даже без приглашения к членству. Это не только в интересах Украины, но и самого НАТО. Украинский опыт, талант и главное, отсутствие страха перед россиянами вместе с западными ресурсами и технологиями, совместными оборонными производствами и кооперациями могут стать хорошей основой для построения действительно надежной и главное, быстрой защиты европейского региона.
Комментарии