Реформы МОН сегодня - толпы безработных завтра

Прекрасная инициатива - позволить старшеклассникам самим выбирать предметы, связанные с будущими специальностями. На первый взгляд - в этой реформе МОН одни плюсы. Но многие ли выпускники выбирают точные науки, чтобы стать техническими работниками, в которых уже сегодня нуждается рынок труда? Как повлияет на него это нововведение в долгосрочной перспективе?

На этой неделе разные СМИ обнародовали две новости, которые на самом деле ни свежими, ни сенсационными не являются. И принадлежат к тематическим сегментам, у которых не было, нет и нет точек пересечения. Но это - только на первый взгляд. Потому что грядущая образовательная реформа от МОН и кризис на рынке труда Украины связаны взаимно и критически. Настолько критически, что в случае внедрения и реализации Министерством образования очередного улучшения в Украине уже по состоянию на 2037 год останется минимум востребованных специальностей. А некоторые следует заносить в какой-то аналог Красной книги как потенциально исчезающие.

Учащиеся 10-12 классов смогут выбирать большинство предметов для изучения самостоятельно

Итак, пункт первый. С 2027 года заработает (по крайней мере, по планам МОН должна заработать) реформа старшей школы. Учащиеся 10-12 классов смогут выбирать большинство предметов для изучения самостоятельно. Обязательные дисциплины останутся, однако большинство обучающих программ оптимизируют. Проще говоря, где объединят, где сократят, и на выходе сделают необязательными.

Старшеклассники через два года смогут отказаться от физики, химии, биологии, зарубежной литературы, всемирной истории и географии. Честно говоря, я, к своему стыду, понятия не имею, остались ли такие предметы моих школьных лет, как черчение, геометрия, музыка и рисование. А если остались, то в каком виде, формате или что еще там. Зато точно знаю, что многие дисциплины мне по окончании школы не понадобились. Но оглядываясь назад, убежден: ненавистная мне химия, ни на одном уроке из которой я ничего не усвоил, на самом деле представляла собой некую часть общеобразовательной архитектуры.

Любой строительный архитектурный проект никогда не является монолитным, подобием вещи в себе. Обычный дом включает в себя немало составляющих и компонентов, которыми вы никогда не пользуетесь, более того - не имеете представления об их существовании. Однако без этих составляющих здание не будет функционировать полноценно, а в перспективе станет непригодным для комфортной жизни.

А если смотреть шире, на планирование жилищного комплекса, то даже в СССР - почему-то даже при Союзе без этого работу не принимали! - требовали уделять внимание инфраструктуре. Вы пользуетесь продуктовым магазином и вам по цимбалам детская площадка - однако она должна быть, даже если у вас лично нет детей. Сквер, парк, любая зеленая зона тоже предполагается, пусть вы и не обращаете внимание на деревья и кустарники.

Общее среднее образование - та же архитектура, только с другим контекстом, под другим углом зрения. Я помню насилие вокруг ЗНО по математике и сам не раз выступал против. Но мои оговорки не касались школьного предмета "математика" как такового. Ибо ВНО - это результат полученных или не полученных знаний. Которые постигаются путем последовательного и желательно качественного преподавания математики, физики, химии, истории, литературы или другого предмета. Если же длительное время определенная школа не имела подготовленного педагога, системно и современно излагающего ту или иную дисциплину, вдруг ученикам, которым предмет почти не преподавали, нужно сдавать по нему ВНО - вполне прогнозируемы шок, дрожь, страх и отвращение.

...перевод большинства школьных дисциплин в разряд необязательных, читай - ненужных - имеет более банальную причину... На самом деле нет учителей

Допускаю: анонсированное сокращение и перевод большинства школьных дисциплин в разряд необязательных, читай - ненужных - имеет более банальную причину, чем желание сделать получение школьного образования в старших классах более "профильным". На самом деле нет учителей. Да, очень непросто найти в школу преподавателя географии, физики, химии, математики. Имею в виду школу государственную, общеобразовательную. Потому что в гимназиях ситуация лучше, а в частных, коммерческих учебных заведениях - еще лучше. Так что проще назначить предмет необязательным, чем возиться и искать в штат соответствующего учителя.

Вот здесь переходим к пункту второму. На днях на региональном форуме в Харькове заместитель министра экономики Украины Татьяна Бережная заявила: имеется острый дефицит рабочих профессий. Не грузчика или упаковщика - на вес золота электромонтеры, сварщики, сантехники и швеи. Госпожа Бережная объясняет это мобилизацией мужчин. Но проблема существовала и до масштабного вторжения. Более того: десять лет назад ситуация с рабочими профессиями была лишь немного лучше. Почему? Ибо сегодняшним шестидесятилетним сантехникам тогда было пятьдесят. Я и в относительно мирные времена не видел электриков, слесарей или сварщиков 30-летнего возраста. Строители были - преимущественно гастарбайтеры из западных регионов. Сейчас и таких пойдите поищите.

...молодежь все меньше интересуется техническими и рабочими специальностями. Что уже в этом году приведет к нехватке полумиллиона квалифицированных работников

Министерство экономики считает информацию о дефиците определенных профессий приоритетным направлением в обучении и переобучении. И с этого места возвращаемся в школьное образование. Оказывается - да, по крайней мере, говорит президент Конфедерации работодателей Украины Алексей Мирошниченко, - молодежь все меньше интересуется техническими и рабочими специальностями. Что уже в этом году приведет к нехватке полумиллиона квалифицированных работников.

И это тоже не из-за войны и мобилизации. На обладателей дефицитных специальностей теоретически распространяется бронирование. Проблема только в том, что бронировать почти некого. А армия, в свою очередь, также недосчитывается специалистов, необходимых для определенных родов войск и военных специальностей.

Кто до сих пор не до конца понял, объясняю причинно-следственную связь. Сначала ряд предметов, составляющих архитектуру полного среднего образования, МОН делает необязательными. Довольные старшеклассники облегченно вздыхают. Затем подсознательно теряют интерес ко всему, что связано с дальнейшим техническим образованием, но и гуманитарное тоже перестает интересовать. Ведь количество удельно гуманитарных дисциплин тоже сокращается. Правильно, ну их, всемирную литературу и историю.

...когда бы и чем не завершилась война, послевоенные времена потребуют специалистов для восстановления - вместо выпускников будут низкой квалификации

Как следствие, рынок труда проседает еще больше. Последние могикане-сварщики уходят на пенсию, швеи-пенсионерки сосредотачиваются на собственных швейных машинках. А перегретый рынок условных "менеджеров по маркетингу" не дает шансов получить более нужную профессию. Но даже эффективным "продажником" невозможно стать, если язык не подвешен и нет креатива. Креатив же развивается благодаря значительно большему массиву знаний обо всем, пусть и поверхностных. Поэтому перспектива печальная: когда бы и чем не завершилась война, послевоенные времена потребуют специалистов для восстановления - но вместо них получат выпускников низкой квалификации. По сути, обещанная МОН реформа образования старших классов обрекает большинство молодых украинцев на безработицу.

Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі