Не тиктоком единым: как эволюционирует театральный зритель

Заехала ненадолго режиссер из-за границы, сделала что успела, и с предпоказа недоделанного спектакля поехала дальше

С одной стороны - искусство важно во время войны. С другой - Морозюк с ее примитивными картинами, Дроздовский - лауреат премии Рыльского с посредственными переводами и кинокрестовый поход "Тарас. Возвращение" против "Памфира"…

И в театральной сфере господствующую позицию пытается занять всеобщая неприхотливость.

"Критиковать во время войны - не ко времени! Чего вцепились в ту афишу? - слышу о максимально кринжовом постере Кропивницкого театра. "Хорошо, что этого руководителя назначили", - радуется собеседница, а на аргумент о его скорее временном "затыкании дыр", чем решении ситуации, реагирует: "Ну хоть что-то!" "Хватит критиковать. Потому что скоро никого не останется - люди уходят из профессии", - возмущается режиссер Киевского театра, о премьере которой я отозвался как об откровенно слабой работе.

Эти и сотни других примеров, когда зритель приходит в восторг от таких работ, где режиссер даже не появлялся, имеют корни: неразборчивость и неприхотливость.

Самый распространенный тип театрального зрителя - адепты одного/нескольких театров, обычно не пропускающих премьер любимцев, агрессивных, если слышат что-то, кроме комплиментов, и никогда, очень нечасто, бывают в других театрах. Этот настоящий фанатизм одновременно плюс и минус, поскольку блокирует критическое мышление и делает невозможным элементарное сравнение. Определяют достоинство работы по умолчанию.

Потребность в широкой дискуссии отсутствует - спектакль из трендов "Тик-Тока" автоматически получает продажи на несколько месяцев вперед и не требует разбора

Потребность в широкой дискуссии отсутствует - спектакль из трендов "Тик-Тока" автоматически получает продажи на несколько месяцев вперед и не нуждается в разборе.

Могли бы помочь этому независимые обзоры. Но тогда медийным площадкам придется пользоваться не прессрелизами театров, а привлекать специалистов, которые погружены в процессы и готовы систематизировать, анализировать, задавать вопросы. А таковых совсем не много (раздел "Медиа" по итогам "Театральной рыбалки"). Да и характер публикаций - в основном интервью с создателями и почти отсутствует ракурс анализа.

Сказать, что обзоров совсем нет - неправильно. Итоги встречаются, но в большинстве своем выглядят описанием впечатлений от просмотренного автором. Да и где встретить правдивый разбор, когда авторы всячески обходят острые углы? Кулуарно между собой могут высказаться о художественных провалах, но в глаза творческой команде, и тем более в немногочисленных текстах - только комплименты или максимально нейтральное упоминание.

Заехала ненадолго режиссер из-за границы, сделала что успела, и с предпоказа недоделанного спектакля поехала дальше - сообщество промолчало. А зритель, воспитанный заявленным уровнем театра, не успевает отказаться от полуфабриката. Да и маститые режиссеры пускаются берега - выпускают с первой сцены народную артистку выпадать из жанра и вместо эффектного, прописанного автором скандала отделаться "одной нотой". И снова тишина в критике. Так после такого "королевства кривых зеркал" недолго и усомниться в собственных ожиданиях.

Если театр не вызывает мурашки по коже - тогда зачем это все?

Но театральная вселенная заботится о сатисфакции - подбрасывает погружение не просто в качественные спектакли, а в работы, существенно выходящие за рамки написанной драматургии, физических возможностей актеров. Приедет, например, Луцкий театр на гастроли и растворит в себе сомнения относительно согласования на меньшее удовольствие. Продемонстрируют филигранную работу с текстом, уважительное отношение к драматургу; заставят сидеть с открытым ртом от сценографической вычурности, подпрыгивать в восторге от работы художника из костюмов и заходить от деталей и тонкости их воспроизведения; любоваться голосами (а не прислушиваться к тотальному шепоту актеров академических сцен), вокальным и музыкальным оформлениям; впитывать в себя предложенное режиссерское решение и вести с ним внутренний диалог прямо по ходу спектакля, быть внутри провокативно-интерактивного действа, которое является не дополнительной атракционной забавой, а оправданной необходимостью. Отойдешь после просмотра, сожмешь крепко творцов в объятиях, и отпускать не хочется - все же не зря ходят слухи о театре, который может поражать и запускать мурашки по коже. Ибо если без этого - тогда для чего это все?

А как быть со зрителями одного спектакля/театра? Однозначно, беречь их, лелеять и оберегать - потому что они являются первой линией обороны своих кумиров. Разве что время от времени подталкивать к расширению собственного мировоззрения через просмотр спектакля другого театра (не как предательство, а как саморазвитие) и насыщать информационное пространство аналитическими и критическими текстами. Таков он, трансформационный путь театрального зрителя - от неприхотливости к требовательности. А там и театры не будут позволять своим актерам прогуливаться по сцене и бросать в зрительный зал вставные реплики типа "Ох и влетит помощнику, который на вешалку халат забыл повесить!"

Ходите в театр и получайте яркие впечатления!

Специально для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі