Культура вне политики. Есть доказательства, которые вам не понравятся
Ситуация полна лицемерия, предвзятого отношения и развивается по принципу лотереи: кто-то попался, а кто-то — нет
На прошлой неделе украинские кинокритики раздали свою премию "Киноколо". Субъективный выбор того, какие ленты можно считать лучшими, всегда вызывает дискуссии. Поэтому каждый год мнения голосующих разделяются. Иногда категорично. Но до этого времени это никаких проблем не вызывало.
И вот члены Союза кинокритиков отдали свой голос за Виталия Салия и его роль в фильме "Я работаю на кладбище". Все бы ничего, но вмешалась судьба и Лариса Ницой. Она тоже решила исследовать тему — и начала с разоблачений. Речь идет о российском сериале, в котором Виталий не просто сыграл, а сыграл российского военного, - пишет Лена Чиченина для "Детектор медиа".
Виталий не просто сыграл в российском сериале, а сыграл российского военного
Состоялся определенный резонанс. Хоть и не сказать, что большой. Даже из кинематографистов о ситуации слышали далеко не все. Но актер, конечно, слышал — и написал Ларисе ответ.
И вот кинокритики понимают, что награждать придется актера, поступок которого вызывает определенные этические вопросы. Пришлось собираться и решать, что делать. В процессе обсуждения выяснилось, что наши мысли настолько радикально отличаются, что все это переросло в долгий и бурный спор. Давать награду, не давать, объявить победителем, но не вручать статуэтку, переголосовать, исключить из номинации, отменить саму номинацию и еще много разных вариантов. Это предлагали, в частности, и кинокритики, голосовавшие за Салия и считающие его отличным актером. Но ведь есть и репутационные моменты, моральные. Как будет выглядит его награждение учитывая украинских военных? Или людей, которые сейчас не могут поехать домой из-за войны и оккупации?
Впрочем, другая часть кинокритиков выступила против такого подхода. Даже назвала его "заседанием КПСС". Мол, премию "Киноколо" получают люди за свои профессиональные свершения, а не за поступки. Мы — не "Миротворец" и не СБУ, чтобы выносить какие-то вердикты. И здесь следует понимать, что люди, пишущие о кино, постоянно сталкиваются с тем, что приходится разделять поступки художников и их произведения. Хотя сейчас это делать все труднее, учитывая тенденции как мировые, так и сугубо украинские, связанные с войной. Именно поэтому мы решили пересмотреть регламент "Кинокола". Хотя сделать это будет очень тяжело. И в этом материале я попытаюсь объяснить почему. А конкретно — почему практика показывает, что культура вне политики.
Многие представители нашего кинематографа не прерывали никаких связей с Россией
Дело в том, что многие представители нашего кинематографа не прерывали никаких связей с Россией. Поэтому придется просто на старте отклонять чуть ли не половину приходящих на "Киноколо" заявок. А если искать зашквары уже придирчиво, то премию можно будет вообще сворачивать вместе с питчингами Госкино и Минкульта. Яркий пример: в этом году в нескольких номинациях был отличный фильм "Короли рэпа". Его, пожалуй, даже можно назвать патриотическим. Но вот какая проблема – ленту сняла компания Kristi Films, "дочка" Star Media. А это не просто кинокомпания, продлевающая сотрудничество с Россией и снимающая невинные сериальчики на два рынка. На их счету много военных лент, из которых можно составить целый список "офигивов". Или документальные фильмы. Так, например, цикл "Страна советов. Забытые вожди", рассказывающий о Феликсе Дзержинском, Лаврентии Берии или Вячеславе Молотове. Пересмотр наталкивает на то, что эти мужчины были действительно масштабными личностями и незаурядными профессионалами. Еще в 2006 году руководитель компании Владислав Ряшин получил награду за возрождение России и патриотическое воспитание молодежи. Над этим он работает и по сей день, в частности, получая финансирование из российского Минкульта. И из нашего.
Еще в 2006 году руководитель компании Владислав Ряшин получил награду за возрождение России и патриотическое воспитание молодежи. Над этим он работает и по сей день, в частности, получая финансирование из российского Минкульта. И из нашего
Но вместе с тем Star Media и Kristi Films создали такие фильмы как "Припутни", "Секс и ничего личного", "Я, "Победа" и Берлин", "Бесславные крепостные", "Плохие дороги", много хорошего короткого метра. Когда-то эти производители подавались на питчинг Госкино с проектом об Елене Телиге и не прошли. Сценаристка Ирэн Роздобудько написала пост негодования. Мол, позорно, что такие проекты оказались не нужны и члены Совета по господдержке "подписали смертный приговор интеллигенции". Интеллигенция сразу возмутилась, лидеры мнений и публичные интеллектуалы тоже написали сообщения. Пришли даже к выводу, что Госкином коварно манипулирует знаменитая рука Кремля. Все это выглядело настоящей трагикомедией, потому что практически никто из патриотического господства не обратил внимание на довольно непатриотического производителя байопика о писательнице. Более того, я с удивлением обнаружила, что множество людей, даже узнав эту страшную правду, в ту же секунду отбросили ее. С аргументом типа "да, компания сомнительна, но фильм, фильм важен! Давайте не докапываться до мелочей".
В тот момент я окончательно убедилась, что культура — вне политики. Просто дело в симпатиях. Искусство и художники не зря имеют большую или меньшую армию фанатов. Ибо они очаровывают, вызывают положительные эмоции, даже любовь. И узнать, что твой, например, любимый певец что-то не то делает, больно. И эту информацию легче игнорировать или оправдывать своего кумира любым способом. Поэтому и оказывается, что даже украинцы, которые последовательно осуждают Ани Лорак, Таисию Повалий или Ивана Дорна, просто не имеют к ним сентимента. Поэтому осуждать – легко.
Узнать, что твой, например, любимый певец что-то не то делает, больно. И эту информацию легче игнорировать или оправдывать своего кумира любым способом
Другое дело со, скажем, Кузьмой Скрябиным. Есть люди, которые очень любят его. И ненавидят Януковича. Они презирают всех музыкантов, когда-то певших в его поддержку. Кроме Кузьмы. С поклонниками Святослава Вакарчука — та же история. Треки "Океана Эльзы" были не только в фильме "Брат 2", ныне имеющем статус запрещенного за украинофобские эпизоды. Но и в еще большем трэше: "Мы из будущего-2". Лента демонстрирует все возможные и невозможные стереотипы россиян об украинском повстанческом движении и показывает его участников как недалеких и жестоких людей. А смелые и благородные россияне там бегают под лирические слова "така, як ти, буває раз на все життя". Но этот досадный факт не перерос ни в один резонанс. Так же, как и участие в фильме Остапа и Дмитрия Ступок. Оба играли тупых, бешеных "бендеровцев". Правда, герой Дмитрия сумел встать на правильный путь.
Затем Дмитрий сыграл Симона Петлюру в патриотфильме "Круты 1918". Мало кого смутило реноме актера. Причем фильм выходил в прокат в разгар запретов российских фильмов и формирование черных списков: запрещались не только пропагандистские произведения из России, но и выдающиеся украинские фильмы только за эпизодическое появление в них зашкваренных актеров. На премьере "Крут" я спросила у тогдашнего руководителя Госкино Филиппа Ильенко о его взгляде на участие в патриотическом проекте Дмитрия Ступки, учитывая все эти иногда неадекватные запреты. Господин Филипп тогда не ответил, потому что из зала вышел сам Дмитрий с сострадательной речью о том, что режиссеры все перекрутили, перемонтировали, сценарий был не такой. И что он виноват, да, но вот такие-то у него были обстоятельства. И зал разразился аплодисментами. Аплодировали те же люди, которые едва не желали смерти Светлане Лободи за концерты в России.
Российских актеров на площадке было столько, что пришлось снимать на русском, а потом дублировать на украинском. И все это за финансирование Госкино
Еще один яркий эпизод, случившийся опять же в разгар санкций против российского контента. В 2017 году выясняется досадный факт: российский актер Евгений Князев, сыгравший главную роль в украинском фильме "Мир вашему дому", подписал письмо в поддержку политики Владимира Путина относительно Украины. Другой актер, тоже россиянин, Андрей Кайков ездил на гастроли в Севастополь и, соответственно, незаконно пересек границу. И вообще, российских актеров на площадке было столько, что пришлось снимать на русском, а потом дублировать на украинском. И все это за финансирование Госкино. Казалось бы, ситуация должна вызвать грандиозное возмущение. Но нет. Фильм даже открывал фестиваль "Молодость".
Компания Film.ua Group как работала на российском рынке, так и работает. У них есть замечательные сериалы "Нюхач" и "Прятки", которые вывели украинский продукт на новый качественный уровень. Их, безусловно, стоило бы оценить, возможно, и на какой-нибудь из премий. Однако вместе с качеством они имеют и старый добрый принцип ориентации, прежде всего, на Россию. На Украину — по остаточному принципу. Потому что и язык русский, и главные роли за тамошними актерами. А наши – на подтанцовках. Эта кинокомпания часто выигрывает питчинги Госкино и создала такие фильмы, как "Сторожевая застава", "Захар Беркут", "Бешеная свадьба", "Преданная", сейчас готовят "Довбуша". Эти фильмы тоже следует бойкотировать? Или все договорились, что есть крупные компании, которые давно производят контент, у которых есть опыт и они могут браться за масштабные ленты. И пусть они работают с Россией. Но ведь и что-то хорошее тоже делают. Здесь, как видим, радикальные позиции исчезают, и люди начинают теряться в идеологических лабиринтах.
Константин Меладзе на протяжении многих лет был одним из членов жюри на нацотборе на "Евровидение". Хотя он точно так же работал в России, как и украинские музыканты, на концерты которых собирались митинги с требованием бойкота. Эти примеры можно перечислять очень долго. Большое количество представителей кино или шоу-бизнесовой индустрии не прекращали работать на российский рынок. Однако одним не удалось обойти скандал, а другим - повезло. Ведь народное возмущение вызывается еще и по определенному рецепту, при определенном стечении обстоятельств. Помните историю с фильмом "Запрещенный" и вроде бы вырезанной сценой с Медведчуком? О том, что ее не будет, авторы рассказывали в эфире "Радио Свобода" и "Эспрессо", но только пост Геннадия Попенко стал тем, на что среагировало общество.
Культура не только находится вне политики, но и делает это каким-то абсурдным, иногда фантасмагорическим способом
Культура не только находится вне политики, но и делает это каким-то абсурдным, иногда фантасмагорическим способом. Эта ситуация полна лицемерия, предвзятого отношения и развивается по принципу лотереи: кто-то попался, а кто-то - нет. Этакая "Игра в кальмара". И в ней шансы у людей совсем не равны, потому что прежде всего рискуют те, которые "работают лицом". Кто выходит на сцену или появляется в кадре.
Итак, заканчиваем с того, чем начали. Члены союза кинокритиков решили изменить регламент своей премии "Киноколо". Но как именно его менять в этой странной ситуации лично мне не совсем понятно. Большинству коллег так же.
Комментарии