Официант в ресторане заработает больше, чем молодой учитель в школе
Скоро некому будет учить учеников и выпускать учителей из вузов
Около 3 тысяч новых учителей пришли в 2020 году в украинские школы. А нужно, чтобы ежегодно заходили около 14 тысяч специалистов, написал нардеп Сергей Колебошин, заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам образования, науки и инноваций, член депутатской фракции "Слуга народа".
Если в определенной сфере возрастной состав работников такой, что людей пенсионного или предпенсионного возраста иногда до 40%, то непременно можем сказать, что эта сфера привлекает немного молодежи. В общем, там не часто происходит приток, обновление кадров. Из этого можем делать выводы – означает ли это низкую престижность? Но факт есть. У нас по некоторым предметам, особенно физика и математика, учителей пенсионного возраста до 40% добегает по всей стране.
Эмоционально и психологически профессия учителя гораздо изматывающая среди других. Я не говорю о экстраординарных ситуациях. Психологическое истощение – это штатная ситуация для учителя. Потому что предусматривает коммуникацию с большим количеством молодых умов и характеров, которые бывают разные по своему составу, не всегда стабильны. Во многих других профессиях вы просто не контактируете с людьми вообще.
Психологическое истощение – это штатная ситуация для учителя
Есть просто объективные особенности профессии учителя, которые далеко не всем могут подойти. Это не только в Украине.
Мы отсекли тех, кому психологически не подходит такая профессия. Далее посмотрим на заработок. Множество профессий, где оплата труда выше учителя. Часто это профессии, на которые учиться и прилагать усилия надо меньше. Если подробнее посмотреть от чего зависит зарплата учителя, поймем, что она часто привязана к стажу. У молодых людей, у которых он не может быть большим, зарплата еще ниже. Это где-то около семи тысяч гривен, на руки на самом деле меньше. Это при условии полной загрузки. Официант в ресторане больше заработает, чем молодой учитель в школе.
Многие политики говорят, что стоит оценить, какие факторы влияют на зарплату учителя. Возможно, надо за что-то другое увеличивать зарплату, кроме стажа и регалий. Что-то надо трансформировать внутри. Есть две проблемы в вопросе зарплаты – в общем низкая оплата труда и то, что она внутри еще и комбинируется. Эти вопросы нужно рассматривать в связке. Потому что в школы и дальше пойдет мало людей.
Надо за что-то другое увеличивать зарплату, кроме стажа и регалий
Нужно комплексно подходить к вопросу формирования оплаты труда. Делать такие реформы, чтобы привлекать именно молодых учителей. Второе – мы входим в период, когда точно не обойдемся без помощи людей, которые имеют классическое образование по определенной специальности и не имеют педагогического. Их надо приглашать. Сейчас никто этого массово не делает. Это люди с хорошим математическим образованием, в естественных науках, английском языке. Это предметы, где наблюдается дефицит. Может быть временная мера. Это немного поможет сейчас спокойнее пережить кадровый голод в школах. Не знаю, где вскоре будут искать преподавателей химии. Их просто безумно не хватает.
Есть вопросы с воспроизводимостью. В некоторых районах, областях стоит большой вопрос, есть ли кому выпускать кадры? В каком состоянии кафедры, где обучают учителей? Туда молодежь также не хочет идти. Это взаимосвязанный процесс. Если там не появятся люди, то вскоре некому будет выпускать учителей и будет некого выпускать.
Егор Стадный, для Gazeta.ua
Комментарии