80% выпускников идут получать высшее образование. Вы в это верите?
Столько людей не преодолевает препятствий между школой и университетом
Немного методологической боли относительно 80% выпускников школ, которые идут получать высшее образование.
Сразу спойлер - их не может быть 80%, потому что столько людей не преодолевают несколько препятствий, которые есть между школой и университетом:
1. порог сдал/не сдал на ВНО;
2. конкурс на бюджет;
3. цена на контракт.
Второй спойлер - мы не знаем, сколько в действительности школьников поступает на программы высшего образования. И мешает нам ряд проблем.
Проблема первая. Мы не до конца определились с дефинициями. Мы не знаем, что считать высшим образованием. Например, младший специалист еще, вроде, принадлежит к высшему образованию, а с 2019 года уже не будет принадлежать, или снова продлят? То есть считаем без него или с ним? А если считаем, то тех, кто после младшего специалиста ушел на бакалавра считаем снова или это дубляж будет? И таких вопросов много.
Мы не знаем, что считать высшим образованием. Считаем без младшего специалиста или с ним?
Проблема вторая - сбор и подача данных.
Во-первых, мы не можем протянуть цепочку по линии вступления: 9 класс - младший специалист - бакалавр. Данных просто нет. Если кто-то думает, что это незначительные цифры, то зря - ежегодно более трети выпускников 9-го класса не продолжает учебу в 10-м. Сколько из них вступает на младшего специалиста? Сколько именно из них затем вступает без ВНО на бакалавра? Мы просто этого не знаем. В конце концов мы не знаем и цепочку: 11 класс - младший специалист - бакалавр.
Во-вторых, те данные, которые уже есть и публично доступны, подаются в разрезах, которые математически некорректно между собой сопоставить. Например, я могу взять с одного отчета Госкомстата количество выпуска 11 класса, а со второго отчета Госкомстата сколько из них вступило в университеты, академии и институты. Понимаете, именно такая формулировка "В университеты, академии и институты" - неизвестно, кто из них пошел на бакалавра, а кто на младшего специалиста и т.д.
Проблема третья - временной лаг. Ежегодно во вступительной кампании принимают несколько десятков тысяч человек, которые закончили школу не в этом году, а раньше. И через разрешение использовать сертификаты ВНО предыдущих лет, таких лиц становится все больше. Как их учитывать? Добавлять к части поступления года их выпуска из школы, или до года поступления?
Ежегодно во вступительной кампании принимают несколько десятков тысяч человек, которые закончили школу не в этом году, а раньше. Как их учитывать?
Проблема четвертая - традиционная. Если бы кто интересовался, то конечно же Украина не синхронизировала свои системы сбора данных с международными показателями типа GER или других, где принимают во внимание возрастные категории и в их пределах считают.
Проблема пятая - возможно, кстати, основная. Пока в Украине нет реестра учеников школ, мы остаемся слепы. Ибо если говорим серьезно и профессионально, то все перечисленные проблемы мы можем обойти только тогда, когда у нас есть две базы - ученики и студенты - и идентификатор, через который они могут взаимодействовать.
Что в этой ситуации считаем, например, мы в CEDOS. Берем то, что, по нашему мнению, можно наиболее корректно сравнить. Берем выпуск этого года школы, который составлял ВНО, в массиве УЦОКО и синхронизируем его с зачисленными на бакалавра или магистра на базе полного среднего образования в ЕДЕБО. И обязательно вспоминаем об ограничениях, например, что в таком варианте нет тех, кто вступал в обход ВНО. За этот год мы насчитали 61% выпускников, которые пошли получать высшее образование.
За этот год мы насчитали 61% выпускников, которые пошли получать высшее образование
И наконец - смешное. Откуда 80%? У меня два варианта. Это либо GER от ЮНЕСКО. Напомню, что GER - это количество студентов, обучающихся на заданном уровне образования независимо от возраста, выраженные в процентах от официального населения школьного возраста, что соответствует уровню образования. Для третьего уровня населения используется 5-летняя возрастная группа начиная с официального выпускного возраста средней школы. Теперь пусть кто-то мне скажет, как ЮНЕСКО по Украине собирает данные о том, сколько у нас населения в категории 17/18-22/23 года. И то, понимают ли они все эти вопросы с младшим специалистом и т.д.
Комментарии