Казаки Хмельницкого не носили шаровары. Может, пора познать собственную культуру?

Романтические выдумки заменяют реальности прошлого и нашу правдивую и богатую историю

Столкнулся с необходимостью дать собственное определение "шароварщине" для Энциклопедии истории Украины. Оно пока в работе. Но вылезла куча всего. Я благодаря Сергею Шаменкову и другим реконструкторам немного в курсе о "шароварах" как таких. Но как отличить "этнографический патриотизм" (например, одевать вышиванку), "этнику" в модной индустрии и поп-культуре, от "фальсификаций украинского исторического костюма" на фоне сочинения нашего прошлого в риторике ура-патриотизма?

Ясно, что Go-A не относится к "шароварщине", правда? Хотя это не аутентичные народные костюмы. Это "этника" или "этнографизм".

На бытовом уровне хлопского ума я, конечно, отличаю "шароварщину" от "этники". Но определить и различить понятия. Я отличаю нормальную историческую реконструкцию от конного цирка на Хортице. Но как это кратко выписать.

Выделил три периода "шароварщины" в разных исторических контекстах: украинский театр конца ХIХ - начала ХХ в., советский период і независимость

Выделил три периода "шароварщины" в разных исторических контекстах: украинский театр конца ХIХ - начала ХХ в., советский период і независимость. За каждого периода она имела свои причины, смыслы, проявления, социальное содержание и соответствующее отношение властей и общества. Одно перетекало в другое, и проявления "антиколониализма" или создание "национального стандарта" могли перерастать в декорацию "украинской советской культуры" и тоталитарный суррогат, примитивное до уровня "художественной самодеятельности". Я сам принимал в ней участие и хорошо отплясал будучи студентом в шароварах. Я понимаю, как толковать амбивалентность "украинского поэтического кино" 1960-1970-х, когда антураж "украинской народной жизни" содержал и казенный вид казаков, и одновременно такое количество шаровар и кафтанов, что авторы вероятно считали это диссидентством и антисоветчиной, так же, как и контролирующие органы? Или же берем стилизации в духе ВИА "Червона рута" и "Кобза"? Ясно, что это уже "этника" и стилизация.

"Шароварщина" начинается с фальсификации материальной культуры и традиций прошлого. Фэнтезийной плебеизации украинцев на уровне современной мифологии тех вещей и явлений, которых порой и не существовало никогда. Казаки Хмельницкого не носили шаровары. С распространением бредовых исторических учений "старики помнят" (Триполье, казаков-характерников, тайные казацкие боевые искусства, украинское язычество) и пренебрежением академической и реальной этнографией, или этнологии или культурологии.

"Шароварщина" начинается с фальсификации материальной культуры и традиций прошлого

Романтические выдумки заменяют реальность прошлого и нашу правдивую и богатую историю. Конечно, лучше изображать из себя с голым торсом на лошади в кожаных браслетах украинских апачей Дикого Запада, чем одну книгу прочитать, где узнать, что никогда этого не было в украинцев. А вот, кто этого не разделяет, тот - "украинофоб" и "предатель". Субкультура недоверия к "официальной науке" действительно имеет свои основания по опыту советской эпохи, но уже 30 лет прошло? Может, пора уже спустить с бровей "казенные советские шаровары" и реально познать собственную страну и культуру?

И при этом я искренне рад за то, что у нас есть абсолютно узнаваемый оригинальный национальный образ. И вышиванка, несмотря на то, что есть не только у нас, - это наш символ манифестации украинства в реалиях XXI века, и ее модернизированные модификации вполне логичны. Потому что это живое. Но надо отличать "этнику" от "шароварщины". И в этом плане меня полностью поддерживают уважаемые люди, которые уже критически высказывались по этому поводу: Иван Франко, Леся Украинка, Симон Петлюра.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі