Газпром шантажирует Европу. Что задумал Путин
Восстановление российского влияния на постсоветском пространстве для Кремля дороже любых денег
На заводе Газпрома в Новом Уренгое произошел мощный взрыв, последствия которого привели практически к полному прекращению добычи газа в Западной Сибири и угрожают остановкой всего газоперерабатывающего комплекса региона. Взрыв уже сказался на прокачке газа по трубопроводу "Ямал — Европа". При этом отдаленные последствия не может предвидеть никто, - пишет Виталий Портников для "Радио Свобода".
Казалось бы, Газпрому можно только посочувствовать. Но украинский энергетический аналитик Михаил Гончар справедливо отмечает, что Газпром в последнее время стал рассказывать о своей аварийности. И аварии происходят одна за другой. Не для того ли, дабы убедить в исчерпанности газовой инфраструктуры Западной Сибири и украинского транзитного маршрута и переключить покупателей газа на поставки по альтернативным газопроводам из арктических месторождений Ямала?
В европейских медиа говорят о создании искусственного дефицита газа и повышении цены на него
Между тем Газпром значительно сократил и даже прекратил закачивать газ в свои европейские хранилища. Дополнительные мощности для прокачки газа через украинскую газотранспортную систему тоже не зарезервированы. В европейских медиа говорят о создании искусственного дефицита газа и повышении цены на него. В то же время Газпром с гордостью сообщает о значительном увеличении своего экспорта. Как же так? А очень просто. Дополнительные объемы газа прокачиваются по "Турецкому потоку", для обеспечения потребностей Турции, Румынии и балканских стран. Но в обход, разумеется, украинской газотранспортной системы.
Это и есть ответ Кремля и Газпрома на недавние договоренности Соединенных Штатов и Германии о судьбе "Северного потока-2". Президент США Джозеф Байден и федеральный канцлер Ангела Меркель декларировали поддержку Украины и подчеркнули, что будут противостоять попыткам России использовать транзит и поставки газа в качестве энергетического оружия и средства давления на Киев. И это не просто декларации. Это вопрос юридических процедур и споров.
Как быстро "Северный поток-2" будет запущен даже после того, как его достроят? Сможет ли Газпром использовать этот новый газопровод на полную мощность? Удастся ли вывести "Северный поток-2" из действия Европейской энергетической хартии, которая не позволяет стопроцентную загрузку новых газопроводов одним поставщиком? Кто проведет сертификацию нового маршрута в условиях, когда ряд фирм отказывается участвовать в проектах из-за опасений попасть под американские санкции?
Российский газовый монополист, по сути, шантажирует европейских покупателей своего газа
Но в условиях дефицита и спекулятивной цены на газ на все эти вопросы можно дать очень быстрый ответ — просто потому, что Европа не захочет мерзнуть. Российский газовый монополист, по сути, шантажирует европейских покупателей своего газа. Сигнал очевиден — как можно скорее запустить на полную мощность альтернативные маршруты поставок газа и забыть об украинской газотранспортной системе.
Европейские наблюдатели удивляются. Как же так! Газпром десятилетиями позиционировал себя как надежный поставщик сырья. И тут вдруг показывает, как могут быть прекращены поставки. Как никто не думает и о резервах. Как становится непригодной инфраструктура и случаются многочисленные аварии. Так в таких условиях европейские покупатели задумаются о новых поставщиках, а доля Газпрома на европейском рынке существенно снизится. Разве это в интересах Газпрома?
Интересы Газпрома — это интересы Кремля
Но интересы Газпрома — это интересы Кремля. А Владимиру Путину может быть крайне важным обеспечить для себя возможности для политического давления на Украину — о чем российский президент недавно довольно подробно рассказывал в ходе выступления на Петербургском экономическом форуме. Ведь для обеспечения такого давления можно и пожертвовать финансовыми интересами Газпрома. Так как восстановление российского влияния на постсоветском пространстве для Кремля дороже любых денег.
Copyright © 2021 RFE/RL, Inc. Перепечатывается с разрешения Радио Свободная Европа/Радио Свобода
Комментарии