В нашей культуре присутствует внутреннее странничество. Это и хорошо, и не очень

Странствующие поэты. Вот, возможно, один из эйдосов Украины

Сковорода, конечно. Но не только. Кобзари, например. Григорович-Барский, например. Или "дьяковская литература", о которой пишет Валерий Шевчук в "С вершин и низин".

Конечно, путешествующие поэты были везде. Древнегреческие рапсоды. Средневековые трубадуры и менестрели. Кельтские барды. Но в определенный момент это явление исчезает, когда появляются институты литературы. Салоны, типографии, "публичное пространство", публика, университеты, газеты и журналы. Тогда литератор получал возможность быть "при чем-то". Покинуть странничество и кочевничество, стать "оседлым".

Возможно, наша особенность в том, что у нас этот процесс путешествий затянулся. Из-за нехватки институтов. Поэтому странствующий поэт, "кобзарь" (средневековый или раннемодерный образ) расцветает у нас в XIX веке. Когда в "западном" мире пришло время "оседлых".

Странствующий поэт - это фрилансер. Краудфандер. Он не полагается на кого-то одного. Он ищет, "чего Бог послал", то есть множественности возможностей. Это внутреннее странничество, то есть развитие вопреки институтам и постоянству - очень присутствует в нашей культуре. Причина и многих вещей хороших, и многих не очень.

Но мы будем развивать хорошее, правда?

Текст является постом автора в Facebook и не написан специально для Gazeta.ua. Перепечатывается с разрешения автора.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі