Золотого века никогда не было. Лучшее время человечества есть сейчас
Само по себе не станет лучше. Падение цивилизации возможно
Один из крупнейших недостатков в понимании человеческой истории - идеализация племенного образа жизни. К этому присоединился и популярный, но ненаучный Юваль Ной Харари, читаемый на порядок больше, чем научный, но непопулярный Фрэнсис Фукуяма и тем более Ян Морис, или же достаточно популярный, но не столь попсовый Джаред Даймонд или Дарон Аджемоглу.
Африканцы и коренные американцы сильно пострадали от белого человека, и теперь политкорректность требует признавать их принципиальное благородное варварство, или же дикое благородство
Когда белые европейцы эпохи дикого капитализма нашли на островах Тихого океана племена, жившие ласково и мирно. Это позволило создать миф о "благородном дикаре" - миф, который не удастся натянуть ни на коренных американцев, ни на африканцев, ни даже на соседних полинезийцев вроде гаитян и тем более маори. Но африканцы и коренные американцы сильно пострадали от белого человека, и теперь политкорректность требует признавать их принципиальное благородное варварство, или же дикое благородство. Наконец, европейцы жили так же до появления первых признаков цивилизации.
Племенная эпоха представляет собой тотальное насилие
А на самом деле, как изучено антропологами и археологами, племенная эпоха представляет собой тотальное насилие - межгрупповое, внутригрупповое, семейное и т.д., включая массовые убийства детей. Одно межплеменное столкновение забирает (в относительном количестве) на порядки больше жизней, чем крестовые походы или атомная бомба. События в Руанде дают нам представление о масштабах проблемы, которую первобытные люди проблемой не считают. Раскопки древних могильников показывают долю тех, кто умер насильственной смертью.
Переход от племенной эпохи к периоду древних городов и государств, который априори считается жестоким, на самом деле несет с собой упорядочение насилия и уменьшение его объемов. А этическая религия, которую сторонники ненаучно-популярных книг поносят за разжигание вражды, джихад и крестовые походы, - еще раз расширяет круг "своих" и уменьшает и упорядочивает насилие. Ошибочная оценка уровня насилия порождает ненависть к религии во всех ее проявлениях.
В современных людей есть газеты, телевизор и соцсети. Поэтому нам кажется, что насилия очень много
В современных людей есть газеты, телевизор и соцсети. Поэтому им (нам) кажется, что насилия очень много. Но простые цифры показывают, что наоборот. (Это все подробно разобрано в книге Джареда Даймонда "Мир в вчера", посвященной первоначальном образа жизни, - а он лично посетил много забытых уголков мира).
Если посмотреть еще глубже, то мы имеем дело с двумя противоположными нарративами, о которых недавно писал Павел Казарин. Первый нарратив: "Настоящее - это несовершенное будущее", он зовет вперед и вверх. Второй нарратив зовет назад, в "золотой век": "Настоящее - это испорченное прошлое". Но золотого века никогда не было; если хотите, то лучшее время человечества есть сейчас - с точки зрения уровня безопасности, насилия, здоровья, продолжительности и качества жизни, благосостояния и справедливости. Об этом пишут, хотя и по-разному, Стивен Пинкер и Ганс Рослинг.
Нарратив "золотого века" не так невинен, как может показаться. Именно он обосновывает действия политиков вроде Владимира Путина, Дональда Трампа, Реджепа Тайипа Эрдогана или Виктора Орбана. Тимоти Снайдер в своей замечательной свежей книге "Путь к несвободе" называет это "политикой вечности": когда-то была золотой век, а потом враги постоянно нам мешали.
Но и противоположная идеалистическая позиция - "политика неизбежности", которая утверждает, что все будет только лучше и лучше, - так же не правf.
Конца истории нету. Само по себе не станет лучше. Падение цивилизации возможно, если мы не сможем это предотвратить. Мировое развитие идет не только вверх - оно подпрыгивает вверх и падает вниз, и нет никаких гарантий. Привет от древнего Рима и средневекового Китая, не смогли. Привет от европейского Просвещения, которое смогло.
Комментарии