Советская тоталитарная суть государства сохранилась и способна к воссозданию
Окно для изменений наступит быстрее, чем должен закончиться срок действующего политического цикла
Провозглашение независимости и изменение общественного строя - необходимые, но недостаточные шаги, чтобы вырваться из цивилизационной колии. Вхождение в сегодняшний кризис ежедневно показывает насколько советская тоталитарная сущность государства сохранилась и способна к воспроизведению.
Система ослаблена. Ненависть к ценности человеческого, непризнание уникальности личности уже не проявляется в проактивном уничтожении людей, может за исключением отдельных эксцессов. В конце концов, через евроинтеграцию в системе появилось много ограничений и предохранителей. Но она дальше опасна, античеловеческая по своей сути, хотя сейчас уже скорее пассивно, чем активно. Где ранее были суды-тройки и товарные вагоны в Сибирь, теперь - просто безответственность, равнодушие и эгоизм.
Где ранее были суды-тройки и товарные вагоны в Сибирь, теперь - просто безответственность, равнодушие и эгоизм
Коронавирус подсветил, что очаги экзистенциальной угрозы со стороны государства для человека не только в судебной системе и силовых структурах, где реформы были только фасадными. Они также в медицинской системе, которая институционально (на ежедневном автопилоте) вместо спасти может погубить и не умеет быть актуальной вызовам. Угрозы тоталитарных подходов ослабли, но повсеместно присутствуют также в обоазовательной системе, которая интернализует и нормализует патерналистские социальные отношения и обеспечивает самовоспроизведение советских управленческих систем.
Противостоят тоталитарной преемственности новые институты, которые не имеют советского наследия, или которые добровольно или вынужденно от него отказалысь. Это практически весь новосозданный за последние 30 лет бизнес. Это почти весь общественный сектор. Это новые, "незараженные" образовательные центры вроде УКУ. Это часть украинских церквей, в первую очередь УГКЦ, а теперь еще и ПЦУ. Это международные и "глобализированные" институты (если глобализация происходила не через пост-советские хабы, вроде Москвы или Петербурга).
Основное поле битвы - это попытка сектор за сектором взять опорные институты и перезапустить их на идеях гуманизма. Армия, образование, местное самоуправление, медицинская система, государственная служба и тогда можно будет говорить о перезагрузке всей политической системы. Это будет сложно, потому что, кажется, придется делать все одновременно: сейчас коллапс медицинский, экономический и политический будут ускоряться и совпадают во времени. Возможно, кризис приглушит популистские голоса, ослабит патерналистскую субъектность, но эти позиции с общества никуда не исчезнут.
Основное поле битвы - это попытка сектор за сектором взять опорные институты и перезапустить их на идеях гуманизма
Тем важнее сейчас понимать образ достижимых изменений и понимать задачи на следующую итерацию: "освободить" и сделать самодостаточными не только отдельные институты, а экосистемы. Поэтому важно не только изменение, но и его устойчивость, а это и ресурсы, и управленческая модель, и люди.
Сейчас время читать книги и статьи, думать и делать заметки, писать планы и рисовать эскизы, проводить мировоззренческие разговоры и замечать таланты, скоро на это не будет времени. Сейчас время запускать и укреплять институты, формировать сети и связи. Похоже, что окно для изменений наступит быстрее, чем должен закончиться срок действующего политического цикла. Выглядит также на то, что следующая трансформация будет иметь совсем не вегетарианскую природу.
Комментарии