Наше педагогическое образование живет в середине ХХ века

Хорошие учителя, хоть не офицеры, но имеют честь

В новом законе "Об общем среднем образовании" есть норма о возможности работать в школе без педобразования. Могу ошибаться, но, по моему мнению, появление этой нормы свидетельствует о:

1. Крахе украинской педагогической науки. Кажеться, что новой украинской педагогической науки в Украине нет. У нас еще до сих пор на лекциях по педагогике цитируют Крупскую, благословляют Макаренко... Найдите в педуниверситетах хотя бы одну кафедру современной педагогики. Подчеркиваю слово "современной". Найдите кафедру педологии, как науки о ребенке. Найдите кафедру возрастной и детской психологии. Не найдете. А в некоторых даже отдельных кафедр педагогики не существует. Потому что их пообъединяли с социологией, философией, психологией, управлением. Об уровне диссертационных исследований по педагогическим наукам даже не хочу писать.

2. Полное недоверие к отечественной системе высшего педагогического образования. И, соответственно, ее оценке.

Педагогическое образование существует не для подготовки специалистов по математике, истории, языку или биологии. А для подготовки профессиональных специалистов по обучению и воспитанию. Теперь появляется норма закона, без такой подготовки обучать и воспитывать нельзя. Так зачем педагогическое профессиональное образование? В том, что высшее педагогическое образование, мягко говоря, оказалось не нужным, виноваты сами педуниверситеты.

В том, что высшее педагогическое образование, мягко говоря, оказалось не нужным, виноваты сами педуниверситеты

Я до сих пор в шоке от рассказов одного студента-четверокурсники о том, как и чему учат в одном из самых известных педагогических университетов. Будущего учителя физики я спросил о STEAM-образовании... Он долго смеялся. А об обучении современным технологиям воспитания, компетентностном подходе, о формировании медиаграмотности будущих педагогов был ответ: "Вы в каком веке живете?" Вот и я подумал, что не я, а наше педобразование живет еще в середине ХХ века. Так кому оно такое нужно. За годы независимости в Украине разрабатывалось и утверждалось 5 концепций педагогического образования? Тьма. А результат?

Поэтому я целиком и полностью понимаю мотивы, которыми руководствовались авторы этой нормы. Понимаю их, как технократов...

Работать в школе без высшего педагогического образования человек сможет, но учителем вряд ли станет. Потому что учитель, это не только желание и знание математики или истории. Настоящий учитель обладает педагогическими технологиями, знаниями о ребенке, его психики, физиологии и другим. А еще педагогическим мастерством. Как актер - актерским.

Работать в школе без высшего педагогического образования человек сможет, но учителем вряд ли станет

Пишу это, и вспоминаю многочисленные разговоры с некоторыми авторами этих законодательных изменений. "Я преподаю в университете не первый год. И не имею педагогического образования. Но это не мешает мне хорошо излагать", - говорил мне лично один из идеологов вышеупомянутых изменений в закон… "В стране сотни тысяч хороших математиков, компьютерщиков, историков, химиков, которые могли бы работать в школах учителями, но не имеют соответствующего образования", - пишет другой… "Смотрите, приезжают в школы волонтеры без педобразования, и у них получается не хуже, чем в учителей", - рассуждает третий.

Слушая или читая подобные мысли, вспоминаю историю с доктором Пи, который не имея соответствующего образования и практики, делал операции на головном мозге. И у него, в некоторых случаях, получалось. Правда, последствия этого "получалось" были горькими... И это в медицине, где результат работы врача можно увидеть достаточно быстро. В образовании быстро не увидишь ничего. Разве что во время нынешней сертификации или институционального аудита: прибежал, покопался в бумагах, побеседовал, пообедал - и готово... Но это не видение и тем более не оценка. То есть шоу, основанное на эмоциях.

В нашей стране нет эффективных методик оценки качества работы отдельного учебного заведения или отдельного педагога

К сожалению, в нашей стране нет эффективных методик оценки качества работы отдельного учебного заведения или отдельного педагога. Существующие оценки базируются, или на субъективном восприятии, либо на основе невалидных бумажно-бюрократических индикаторов. Поэтому и верить им нельзя. И выстроить образовательныю стратегию и тактику нельзя. Но, кто об этом думает...

Учитель без педагогического образования в сегодняшней школе может быть:

- недлительной яркой вспышкой в том или ином коллективе. И не более. Профессиональные педагоги вряд ли его воспримут "своим". Хорошие учителя, хоть и не офицеры, но имеют честь. И одной из ее составляющих является профессиональное образование, которое хорошему и настоящему учителю просто не далось. И не за деньги куплено;

- потенциальным самоубийцей, который "сгорит", если не на первом уроке, то на десятом или двадцатом. Особенно, если ему накинут ставку или полторы, и тот же, как и учителям с профессиональным образованием, объем воспитательной работы, работы с родителями, МАН, олимпиады, внеклассную работу, классное руководство, методическую работу, бумажную бюрократию. Дай Бог, чтобы он выдержал все это, как это выдерживают учителя с профессиональным образованием. И тогда ему его работа в школе, будет считаться раем... В какой он неизбежно захочет вернуться;

- посмешищем и объектом жестокого буллинг с стороны учеников. Тогда даже присутствие директора или заместителя на каждом уроке не поможет. Не поможет и наставник.

Решающее значение в контексте "учитель без образования" будет иметь позиция директора школы

Поэтому, я хорошо понимаю технократов. Абсолютно разделяю их взгляды на состояние украинской современной педагогической науки и современного педагогического высшего образования. Но и хорошо знаю, что настоящая педагогическая наука есть и может и должно быть качественное высшее педагогическое образование. Между прочим, качественное высшее педагогическое образование - не только четыре года обучения в университете. Это и огромная профориентационная работа, воспитание будущего учителя в школе, соответствующий отбор будущих педагогов. Это и отношение государства и общества к работающим педагогам. Не их унижение (а пренебрежение к высшему педагогическому образованию - это также одна из составляющих этого унижения), а поддержка и уважение. Конечно, к такой как в Японии поддержки и уважения к учителям, нам очень далеко, но ведь должны хоть что-то делать для этого.

А в ближайшее время, если этот закон все-таки вступит в силу, решающее значение в контексте "учитель без образования" будет иметь позиция директора школы. Потому что он отвечает за прием педагогов/непедагогов на работу. Правда, наша директорская команда это также проблема…

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Наші автори
Дайан Фрэнсис Главный редактор канадской газеты National Post
Олег Саакян Политолог
Питер Дикинсон Редактор службы UkraineAlert в Atlantic Council
Богуслав Хработа Главный редактор польской газеты Rzeczpospolita
Алексей Кошель Председатель Комитета избирателей Украины