Наше педагогическое образование живет в середине ХХ века

Хорошие учителя, хоть не офицеры, но имеют честь

В новом законе "Об общем среднем образовании" есть норма о возможности работать в школе без педобразования. Могу ошибаться, но, по моему мнению, появление этой нормы свидетельствует о:

1. Крахе украинской педагогической науки. Кажеться, что новой украинской педагогической науки в Украине нет. У нас еще до сих пор на лекциях по педагогике цитируют Крупскую, благословляют Макаренко... Найдите в педуниверситетах хотя бы одну кафедру современной педагогики. Подчеркиваю слово "современной". Найдите кафедру педологии, как науки о ребенке. Найдите кафедру возрастной и детской психологии. Не найдете. А в некоторых даже отдельных кафедр педагогики не существует. Потому что их пообъединяли с социологией, философией, психологией, управлением. Об уровне диссертационных исследований по педагогическим наукам даже не хочу писать.

2. Полное недоверие к отечественной системе высшего педагогического образования. И, соответственно, ее оценке.

Педагогическое образование существует не для подготовки специалистов по математике, истории, языку или биологии. А для подготовки профессиональных специалистов по обучению и воспитанию. Теперь появляется норма закона, без такой подготовки обучать и воспитывать нельзя. Так зачем педагогическое профессиональное образование? В том, что высшее педагогическое образование, мягко говоря, оказалось не нужным, виноваты сами педуниверситеты.

В том, что высшее педагогическое образование, мягко говоря, оказалось не нужным, виноваты сами педуниверситеты

Я до сих пор в шоке от рассказов одного студента-четверокурсники о том, как и чему учат в одном из самых известных педагогических университетов. Будущего учителя физики я спросил о STEAM-образовании... Он долго смеялся. А об обучении современным технологиям воспитания, компетентностном подходе, о формировании медиаграмотности будущих педагогов был ответ: "Вы в каком веке живете?" Вот и я подумал, что не я, а наше педобразование живет еще в середине ХХ века. Так кому оно такое нужно. За годы независимости в Украине разрабатывалось и утверждалось 5 концепций педагогического образования? Тьма. А результат?

Поэтому я целиком и полностью понимаю мотивы, которыми руководствовались авторы этой нормы. Понимаю их, как технократов...

Работать в школе без высшего педагогического образования человек сможет, но учителем вряд ли станет. Потому что учитель, это не только желание и знание математики или истории. Настоящий учитель обладает педагогическими технологиями, знаниями о ребенке, его психики, физиологии и другим. А еще педагогическим мастерством. Как актер - актерским.

Работать в школе без высшего педагогического образования человек сможет, но учителем вряд ли станет

Пишу это, и вспоминаю многочисленные разговоры с некоторыми авторами этих законодательных изменений. "Я преподаю в университете не первый год. И не имею педагогического образования. Но это не мешает мне хорошо излагать", - говорил мне лично один из идеологов вышеупомянутых изменений в закон… "В стране сотни тысяч хороших математиков, компьютерщиков, историков, химиков, которые могли бы работать в школах учителями, но не имеют соответствующего образования", - пишет другой… "Смотрите, приезжают в школы волонтеры без педобразования, и у них получается не хуже, чем в учителей", - рассуждает третий.

Слушая или читая подобные мысли, вспоминаю историю с доктором Пи, который не имея соответствующего образования и практики, делал операции на головном мозге. И у него, в некоторых случаях, получалось. Правда, последствия этого "получалось" были горькими... И это в медицине, где результат работы врача можно увидеть достаточно быстро. В образовании быстро не увидишь ничего. Разве что во время нынешней сертификации или институционального аудита: прибежал, покопался в бумагах, побеседовал, пообедал - и готово... Но это не видение и тем более не оценка. То есть шоу, основанное на эмоциях.

В нашей стране нет эффективных методик оценки качества работы отдельного учебного заведения или отдельного педагога

К сожалению, в нашей стране нет эффективных методик оценки качества работы отдельного учебного заведения или отдельного педагога. Существующие оценки базируются, или на субъективном восприятии, либо на основе невалидных бумажно-бюрократических индикаторов. Поэтому и верить им нельзя. И выстроить образовательныю стратегию и тактику нельзя. Но, кто об этом думает...

Учитель без педагогического образования в сегодняшней школе может быть:

- недлительной яркой вспышкой в том или ином коллективе. И не более. Профессиональные педагоги вряд ли его воспримут "своим". Хорошие учителя, хоть и не офицеры, но имеют честь. И одной из ее составляющих является профессиональное образование, которое хорошему и настоящему учителю просто не далось. И не за деньги куплено;

- потенциальным самоубийцей, который "сгорит", если не на первом уроке, то на десятом или двадцатом. Особенно, если ему накинут ставку или полторы, и тот же, как и учителям с профессиональным образованием, объем воспитательной работы, работы с родителями, МАН, олимпиады, внеклассную работу, классное руководство, методическую работу, бумажную бюрократию. Дай Бог, чтобы он выдержал все это, как это выдерживают учителя с профессиональным образованием. И тогда ему его работа в школе, будет считаться раем... В какой он неизбежно захочет вернуться;

- посмешищем и объектом жестокого буллинг с стороны учеников. Тогда даже присутствие директора или заместителя на каждом уроке не поможет. Не поможет и наставник.

Решающее значение в контексте "учитель без образования" будет иметь позиция директора школы

Поэтому, я хорошо понимаю технократов. Абсолютно разделяю их взгляды на состояние украинской современной педагогической науки и современного педагогического высшего образования. Но и хорошо знаю, что настоящая педагогическая наука есть и может и должно быть качественное высшее педагогическое образование. Между прочим, качественное высшее педагогическое образование - не только четыре года обучения в университете. Это и огромная профориентационная работа, воспитание будущего учителя в школе, соответствующий отбор будущих педагогов. Это и отношение государства и общества к работающим педагогам. Не их унижение (а пренебрежение к высшему педагогическому образованию - это также одна из составляющих этого унижения), а поддержка и уважение. Конечно, к такой как в Японии поддержки и уважения к учителям, нам очень далеко, но ведь должны хоть что-то делать для этого.

А в ближайшее время, если этот закон все-таки вступит в силу, решающее значение в контексте "учитель без образования" будет иметь позиция директора школы. Потому что он отвечает за прием педагогов/непедагогов на работу. Правда, наша директорская команда это также проблема…

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Наші автори
Олеся Ольховик Психолог ОО "Форпост"
Дарья Маслова Психолог, семейный консультант
Евгений Чирва Психотерапевт Центра "Форпост HELP"
Анна Сокур Психолог ОО "Форпост"
Анна Сотникова Стилист-парикмахер, колорист, трихолог
Погода