Украинский сериал продали пропагандистскому каналу "Россия-1"

Теперь Украина сотрудничает с РФ не через черный ход, а широко открытые двери

Украина продает в России крепостных. Именно так можно обыграть новость о появлении в эфире канала "Россия-1" телевизионного сериала украинского производства "Крепостная". Лично для меня эта новость имеет дополнительную смысловую нагрузку. Действие ленты происходит не просто в Черниговской губернии, а в моем родном Нежине образца второй половины XIX века, - пишет Андрей Кокотюха для "112 Украина".

Как журналист, автор книг и сценариев я всегда был сторонником локализации. Для примера беру не только западные, а вообще все художественные произведения, созданные за пределами Украины. Даже российские создатели вспоминают названия своих городов и регионов, не говоря уже про Америку, Европу, Азию и Австралию. Ну что же, теперь российские граждане будут знать об украинском Нежине не только по названию одноименных маринованных огурцов-корнишонов.

Но продажа успешного в Украине исторического сериала для показа в Россию – прецедент в наше время значительно больший, чем возможность для россиян расширить свои знания украинской географии. Суть прецедента в том, что имеем едва ли не первый случай за годы открытого украино-российского политического, экономического, военного и мировоззренческого противостояния, когда культурный продукт, созданный в Украине, продается в Россию открыто.

Имеем едва ли не первый случай за годы открытого украино-российского политического, экономического, военного и мировоззренческого противостояния, когда культурный продукт, созданный в Украине, продается в Россию открыто

И даже оправдывается продавцами. Мол, ранее "Крепостную" как успешный продукт купили Польша, Литва и шесть Балканских стран. Не важно, что упомянутые государства на Украину не нападали и не виноваты в гибели более десяти тысяч украинцев. Пусть Россия получает украинский культурный продукт. Видит его качество. С этого начинается "культурная дипломатия".

Подобные попытки объяснить культурно-экономические отношения с врагом напомнили другой, советский прецедент 60-летней давности. Когда в 1958 году 27-летнего американского пианиста Уэйна Клайберна, упрощенного в СССР до Уана Клиберна, личным негласным решением тогдашнего генсека Никиты Хрущева сделали победителем Международного конкурса имени Чайковского. Тогда конкурс проходил в Москве, и награждение американца на пике холодной войны с Америкой считалось хорошим ходом. Америка хоть главный враг, но должна видеть, как СССР ставит культуру и таланты выше политики.

От самого начала "Крепостную" готовили на продажу в Россию

"Крепостная" стала элементом запущенного со сменой власти механизма постепенного возобновления сотрудничества с Россией в сферах культуры и шоу-бизнеса. Сериал активно, даже агрессивно рекламировался в публичном пространстве, включительно с киевским метрополитеном. И внимательные граждане уже тогда обращали внимание на эту рекламу и писали о ней в соцсетях. Дело в особенностях перевода. Слово "крепостная" даже русско-украинские словари, упорядоченные и изданные в советское время, переводит как "кріпачка". Даже далеким от филологии несложно догадаться: в оригинале сериал сразу имел исконно русское название. И калькированное, неправильное, неловкое "крепостная" - стопроцентная калька с русского. Стоит сказать, что крепостное право было насажено на украинские земли там, где они входили в состав Российской империи. А большинство помещиков-крепостников были русскими дворянями. И приходит понимание: от самого начала "Крепостную" готовили на продажу в Россию. Вводя историю в исконно российский контекст.

Есть подозрение – плодотворное киносериальное сотрудничество в дальнейшем уже не будет скрываться, а станет частью украинской государственной политики

До этого случая созданные в Украине сериалы продавали в Россию уже два года. Но процесс не афишировали. Привлекая к съемкам российского актера или актрису, которых нет в базе "Миротворца", или – российского режиссера, готовый продукт тихонько сплавляли на нишевые российские каналы вроде "Домашнего". Наличие хотя бы одного россиянина делало продукт рентабельным и позволяло продать "за поребрик", чтобы окупить производство. "Крепостную" же показывают на "России-1", который даже у себя дома считают пропагандистским. Это уже сотрудничество не через черный ход или калитку – широко открытые парадные двери. Есть подозрение – плодотворное киносериальное сотрудничество в дальнейшем уже не будет скрываться, а станет частью украинской государственной политики. Недаром же автором сериала является StarLightMedia олигарха Виктора Пинчука, где ранее работал нынешний министр культуры Владимир Бородянский.

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

1

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Наші автори
Павел Кухта Руководитель по политическим вопросам Киевской школы экономики
Вадим Денисенко Исполнительный директор UIF
Юлия Дукач Аналитик проекта по дезинфомониторингу Texty.org.ua
Дмитрий Ярош Командующий Украинской добровольческой армии