Учитель академически и профессионально свободным так и не стал

Система управления образованием в Украине осталась советской

Заканчивается очередной календарный год. Вот десять мыслей-выводов об итогах этого года в образовании.

1. В течение года в образовании все больше прекращали ценить свое. Зато все мощнее утверждается мода на чужое. Чужое, не всегда является успешным и достойным для распространения/насаждение. Утверждение моды на чужое уже сформировало ложное убеждение, что наше образование плохое.

2. Когда-то Марк Твен написал: "Я никогда не позволял школе вмешиваться в мое образование". Количество родителей и старшеклассников, которые осознали глубокую сущность этих слов, в году, который заканчивается, существенно возросло. А это является свидетельством многого. Если бы разрешили ходить в школу тем, кто хочет или не имеет возможности получить среднее образование самостоятельно, появилось бы огромное количество школ которые стояли бы пустыми.

Если бы разрешили ходить в школу тем, кто хочет или не имеет возможности получить среднее образование самостоятельно, появилось бы огромное количество школ которые стояли бы пустыми

3. Поэт и педагог Богдан Томенчук сказал: "Наполненные вены синдромом приобретенного страха". Вены нашего учительства в течение года, который завершается, этого страха так и не избавились. Он остался. Учитель академически и профессионально свободным так и не стал.

4. Есть хорошая украинская поговорка: "Рыба начинает гнить с головы". Тождественна этой поговорке мысль, которую приписывают Наполеону: "Нет плохих армий. Есть плохие полководцы". За год, который отходит в системе образования Украины практически ничего не сделано для реформирования системы управления ею. Она, как и была, так и осталась советской: по структуре, идеологии, содержанию. И я не говорю про МОН. Это отдельная тема для разговора. В данном случае я об уровне управления образованием в областях, районах, городах и в большинстве школ, дошкольных, профессионально-технических учебных заведениях. Настоящие полководцы не прибыли, а атаманы местного разлива с тоталитарным мышлением и деструктивной позицией в образовании чувствуют себя очень хорошо. К сожалению.

5. Украинский педагог в году, с которым прощаемся, не стал богаче ни материально, ни статусно. Скорее - наоборот. При том, что бюджетные вложения в образование остаются немалыми, а разговоров о необходимости улучшения качества образования - тьма. Но вопрос качества лежит именно в плоскости учительского труда.

6. В нашей образовательной системе образовательные деньги продолжают "ходить" за помещениями и т.н. "Образовательным пространством", а не за учениками или студентами. Год, который заканчивается, это "хождение" так и не изменил. А зря. Потому что в Грузии, прибалтийских и многих других странах преимущества принципа "деньги ходят за учеником" поняли давно.

7. Мнение об образовательном процессе также помогла сформировать картина из цикла "Взгляд в бесконечность" украинского всемирно известного художника Ивана Марчука. Кто что видит.

ВНО в 2019 году все глубже мумифицировалось

8. ВНО в 2019 году все глубже мумифицировалось. Вместо того, чтобы существенно обновиться и стать другим. По всем законам менеджмента и даже по законам диалектики, отсутствие изменений неизбежно ведет к краху. И это, к сожалению, никого не волнует.

9. В 2019 году стало известно о результатах PISA-2018. Они, оказаться, откровенно говоря конфузные. Даже если забыть о том, как это исследование проводилось в Украине. Конфуз произошел уже, но будет ли он уроком на будущее - большой вопрос. Утвердительного ответа на него пока дать не могу... И хочу это сделать, но опыт не позволяет.

10. Образование Украины в течение года сильно лихорадило. Реформы и недореформы; мощные насильственные инъекции какого-то (не очень хорошо проверенного и нужного) зарубежного опыта; нормативная база, менялась, не став нормально работать; пустые обещания и т.д. Но, как ни странно, эта лихорадка еще не обусловила коллапс в образовательной системе. Она продолжает функционировать. И это главный вывод. За это должны благодарить каждого учителя и профессора, преподавателя и мастера производственного обучения, руководителя учебного заведения и обслуживающий персонал, воспитателя и руководителя кружка... Потому что, как правило, лихорадку разгоняют не они, но лихорадит их.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі