Советское математическое образование разрушили, а нового не построили
Беларусь, Россия и Польша опередили нас
Решение сдавать обязательное Внешнее независимое оценивание по математике - правильное. Однако есть три важных обстоятельства, без которых тестирование потеряет всякий смысл.
Во-первых, задачи ни в коем случае не должны быть одинаковыми для всех. Они должны различаться для учащихся, которые планируют в дальнейшем углубленно изучать этот предмет и для обычной проверки математической грамотности. Поэтому это правильно, что тест хотят сделать двухуровневым.
Во-вторых, обязательное внешнее оценивание по математике для студентов колледжей и техникумов, которые будут составлять его для получения образования на высшем уровне - не есть хорошей инициативой. Для чего сдавать математику ученику художественного колледжа, который уже зарекомендовал себя, как хороший певец? Этот тест может с легкостью забрать у него такую возможность.
В-третьих, в последние годы в стране снижается уровень сложности теста по математике. Это хорошо заметно, если проанализировать основные результаты внешнего оценивания. Также существенно уменьшают порог "сдал/не сдал". Сейчас его устанавливают на уровне угадываний. Тест, который ученикам будут давать в 2021 году должен быть качественным и содержать задания разного уровня сложности. И необходимо будет определить объективный порог.
Необходимо менять и обновлять кадры, материально-техническую базу и учебники
Еще в 2008 году я говорил о том, что Украину ожидают большие проблемы с предметами естественно-математического цикла. То, что мы оконфузились с PISA - очередное подтверждение этому. В нашей стране разрушили советское математическое образование, но не построили новое. К примеру, Польша, которая заняла значительно выше место в международном исследовании, создала собственную национальную систему. А Беларусь и Россия, которые получили лучшие результаты и также нас опередили, сохранили советскую систему, но модернизировали ее.
Год математики никак не спасет ситуации. Украине необходимо менять и обновлять кадры, материально-техническую базу и учебники. В течение года эти три проблемы решить невозможно. Скоро украинские школьники будут участвовать в еще одном международном исследовании - TIMSS. Я уверен, что результаты наших детей будут снова негативными. А то, насколько быстро Украине удастся построить новую систему образования зависит от политической воли, целевого финансирования и грамотного менеджмента.
Игорь Ликарчук, для Gazeta.ua