Пока не изменим систему образования, нечего и думать о лучшей жизни
Страна быстро погружается во мрак незнания, необразованности и отсталости
"Чи дурні бо бідні, чи бідні бо дурні". Мне кажется, что всё-таки второе. Уровень образованности, до которого докатилась Украина не то, что оставляет желать лучшего, это слишком мягкая формулировка, а просто удручает и даже пугает. И не потому, что в минуту отдыха нам не с кем поговорить о творчестве Котляревського, Байрона или Пушкина, потому что это будет иметь катастрофические последствия для страны, - пишет Иван Компан для NV.ua.
Столетиями царская Россия, не покладая рук, выхолащивала интеллектуальный потенциал украинцев, агрессивно подавляя любые попытки нашего народа развивать собственную науку, культуру и искусство. Эстафету с энтузиазмом подхватили большевики, даже несмотря на свое пролетарское происхождение прекрасно понимавшие, что необразованной провинцией управлять легче. Обидно, что после двадцати восьми лет независимости, майданов и войны, наша властная элита продолжает "великое дело" Ленина-Сталина, совершенно спокойно наблюдая, как страна очень быстро погружается во мрак незнания, необразованности и отсталости.
Необразованной провинцией управлять легче
К великому сожалению, генофонд нации и так весьма потрепан Голодомором, Советами, Второй мировой, переманиванием лучших умов и ярких талантов в Московию, в советские времена, и оттоком молодых и энергичных на Запад, в нынешние. Нас не 2 миллиарда, как китайцев, и мы не умеем размножаться теми темпами, как индусы нижних каст, не до конца познавшие ценности демократии и гендерного равенства. Нас мало и мы, к сожалению, тупеем. Я даже имею в виду не природные способности. Спору нет, смекалка, природная хватка, умение плести многоходовые интриги у многих на должном уровне. Очевидное подтверждение этому факту - наша новая власть. Ну, разве могут быть умными люди, которые безо всякого образования, часто не умеющие написать двух строк или пораженные патологической нелюбовью к книгам, сумели пролезть на самую верхушку, чтобы вести в будущее десятки миллионов теряющих надежду людей?
Что пугает, так это степень необразованности многих властных мужей и дам. Гляньте, на их официальные биографии. Многие предпочли ограничить свой интеллектуальный багаж уровнем средней школы, а о культурном наследии человечества судят в лучшем случае по материалам наспех пролистанной тощей школьной хрестоматии. Хотя, кто знает, может они и правы: "во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь". А кому же хочется скорби? Хочется шутить и веселиться, как в сериале, и чтобы с хорошим концом. Пусть бы и шутили себе, но беда в том, что, провозгласив себя "элитой нации", они начали умножать нашу с вами скорбь. Ещё страшнее то, что мои слова не адресованы к каким-то конкретным личностям или партиям. Ни к победившим, ни к проигравшим. Они все такие – и это отражение нас самих.
Часто истосковавшиеся по порядку сограждане кричат о необходимости навести порядок и призывают к власти всемогущую "сильную руку", но когда в три ночи она настойчиво постучится к вам в дверь, как это было в годы советских репрессий, вы начнете что есть мочи вопить об идеалах демократии и просветительства
Несомненно, история знает массу примеров, когда во главе мощных держав стояли необразованные гиганты, навсегда оставившие след в жизни человечества. Но, как правило, след этот был очень трагичным. Гитлер, Сталин, Мао - гении, но хотим ли мы той судьбы, что они уготовили своим странам. Нет, мы хотим жить в демократичной Британии Черчилля, богатой Америке Рузвельта или просвещенной Франции де Голля, восхищаясь образованием и интеллектуальной мощью великих государственников и патриотов. Часто истосковавшиеся по порядку сограждане кричат о необходимости навести порядок и призывают к власти всемогущую "сильную руку", но когда в три ночи она настойчиво постучится к вам в дверь, как это было в годы советских репрессий, вы начнете что есть мочи вопить об идеалах демократии и просветительства. Беда только в том, что необразованным людям, облеченным властью, как у нас, они незнакомы. У них больше развиты базовые инстинкты, не ограниченные тормозами морали и культуры.
"Сколько народу сбегается смотреть потешное и мимолетное зрелище и какая пустота возле благородных наук". Какая прекрасная мысль древнего римлянина и насколько точно описывает текущий момент в Украине. Как горячо мы обсуждаем, что сказал какой-то потешный и мимолетный чиновник, и как мало говорим о фундаментальных вещах. Кто из нас, навскидку, помнит имя и фамилию министра образования? Тех, кто знает, какие профессиональные вершины покорила госпожа министр за двадцать девять лет своей жизни, наверное, ещё меньше. А уж людей, осведомленных о её стратегии реформирования системы образования, наверное, и вовсе нет. Как, боюсь предположить, нет и самой стратегии. И, впрочем, никогда не было у предшественников и предшественниц. Плохо.
Хорошая власть и настоящая элита не возьмется ниоткуда
Хорошая власть и настоящая элита не возьмется ниоткуда. Она создастся из тех нынешних мальчиков и девочек, что только начинают свой путь в жизни и ещё не успели заразиться ни "квартальным" юмором, ни "рошеновской" коррупцией, ни медведчуковским "патриотизмом". Или не создастся вообще, разъехавшись в юном возрасте по заграницам, в погоне за настоящим современным образованием и теми возможностями для сытой, комфортной, но честной жизни, которое оно открывает.
Так что, на мой взгляд, из всех фантазий нашего молодежного правительства фантазия о зарплате в 4000 долларов для учителей была самой правильной. Хотя, к сожалению, лишь фантазией, совершенно неисполнимой в нашей реальной жизни. А ведь, пока мы не изменим систему образования, с самого начала до самого конца, нам нечего и думать о лучшей жизни. Её просто некому будет строить.
Перепечатывается с разрешения автора
Комментарии