Жители серой зоны и оккупированных территорий охладевают к Украине

Неприязнь становится языком общения, а психологические травмы – ежедневным достижением

Так называемая серая зона, которую определили как "ничейную территорию", на самом деле выходит далеко за пределы столбиков, которые обозначают линию разграничения. Как будто черная дыра в середине галактики, эта зона поглощает все больше населенных пунктов, которые наоборот должны быть центром притяжения для "временно оккупированных территорий".

Серая зона поглощает не только дома или другие объекты инфраструктуры, но и сознание местных жителей, которые постепенно теряют социальные ориентиры. Наши сограждане становятся жертвами тисков маргинеса, которые зажали их с обеих сторон. Понимая, что агрессор использует оккупированные территории как нажимную кнопку этих тисков, наша сторона должна компенсировать эту атаку пониманием и поддержкой. Но серая зона и оккупированные территории превратилась в никому не нужный груз, что с каждым годом все дальше отдаляется от украинского общества.

Cерая зона и оккупированные территории превратилась в никому не нужный груз, что с каждым годом все дальше отдаляется от украинского общества

Чтобы в этом убедиться, можно просто поехать в зону боевых действий. Например, на контрольный пункт "Майорск" неподалеку от Горловки. Здесь можно почувствовать, насколько люди ограничены в своих правах. На первый взгляд кажется, что на пункте удовлетворены все жизненные потребности местных: бесплатная питьевая вода, хранилище в случае обстрела, уборные, работают международные консультативные и мониторинговые организации. Однако, попадая сюда, жители серой зоны и оккупированных территорий испытывают на себе нескрываемое враждебное отношение со стороны работников контрольного пункта и других государственных структур.

Тех, кто наведывается на оккупированные территории, открыто называют "сепарамы" и фактически считают врагами. Гражданам приходится стоять в длинных очередях, что магнитом притягивает разного рода дельцов, которые готовы зарабатывать на чужом несчастье. Это так называемые "бомбилы" - нелегальные перевозчики. За 100 грн они с радостью перевезут через контрольных пункт людей, у которых не нет возможности быстро добраться к "нулевому блокпосту". По сути это мародерство, ведь такие "бизнесмены" открыто наживаются на войне.

Контрольный пункт - первое место, куда попадают жители серой зоны и оккупированных территорий, и именно здесь формируется первое впечатление о мирной части Украины

Фактически контрольный пункт - это первое место, куда попадают жители серой зоны и оккупированных территорий, и именно здесь формируется первое впечатление о мирной части Украины. Именно поэтому отношение к ним, как к людям второго сорта, нивелирует любые попытки государства или международных организаций создать здесь надлежащие условия для жизни. Параллельно это разрушает хрупкий имидж мирной территории Украины в глазах "потерянных граждан".

Не лучше ситуация и в городах вокруг. Авдеевка, Торецк, Новгородское постепенно поглощаются серой зоной. Отсутствие тесных контактов между "большой землей" и жителями этих городов постепенно отдаляет их от Украины, превращая в очередную буферную зону - как в административном, так и в социальном смысле.

Авдеевка, Торецк, Новгородское постепенно поглощаются серой зоной

Яркий пример - драматическая история жителя Торецка Анара Абдуллаева, который с начала войны активно помогает украинским военным и параллельно, как гражданин Азербайджана, ведет длительную и упорную борьбу за получение украинского гражданства без взятки. Впрочем, ответственные органы просто блокируют все попытки Анара. У мужчины - двое несовершеннолетних детей, имеющих украинское гражданство. Но это не мешает соцслужбам отказывать ему в гарантированных законом выплатам на детей.

Младшая 4-месячная дочь Анара имеет тяжелую врожденную патологию и нуждается в лечении, однако недавно врачи просто отказались заменить ей зонд. Они аргументировали отказ тем, что им никто не будет доплачивать, зная, что это может грозить непоправимыми последствиями. Лишь после громкого скандала отца пригласили в кабинет главного врача и заверили, что вскоре таки сделают необходимую процедуру.

Фактически, государственные учреждения отталкивают одного из немногих преданных Украине волонтеров прифронтовой зоны, который и в дальнейшем готов помогать стране.

Неуважение и отторжение государством "потерянных граждан" в конечном итоге приводит к тому, что они становятся легкой добычей агрессора, хотя предварительно были на стороне Украины.

Неуважение и отторжение государством "потерянных граждан" в конечном итоге приводит к тому, что они становятся легкой добычей агрессора, хотя предварительно были на стороне Украины

Серая зона сознания расползается далеко за пределы Донбасса. Это видно по тому, как владельцы квартир отказываются сдавать их "ненадежным элементам" с Востока, а работодатели - отказывают вынужденным переселенцам, считая, что они долго не задержатся. К этому добавляется враждебность в адрес выходцев из Донецкой и Луганской областей, основанная на стереотипах. Очевидно, что это все дальше отдаляет большую группу граждан от украинского общества. В то же время государство просто отстраняется, закрывая глаза на очевидную проблему.

Вот собственно почему с каждым днем серая зона нашего сознания расширяется и поглощает все больше людей. Неприязнь становится языком общения, а психологические травмы - ежедневным достижением. Уже через несколько лет последствием может стать полное равнодушие к Украине со стороны жителей серой зоны и оккупированных территорий. Более того, ценности серой зоны могут стать обыденными правилами игры на территории всей Украины.

Антон Мороз, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи