Есть ли будущее в украинской железной дороги?

Открытое обращение к премьер-министру Украины Владимиру Гройсману

Уважаемый Владимир Борисович, 2018 год был сложным и непрогнозируемым для представителей крупнейших отраслевых объединений предприятий промышленности и аграрного комплекса Украины. Предприятия, которые дают государству большую часть валютной выручки от экспорта продукции и от работы которых зависит наполнение государственного бюджета Украины, стабильность национальной валюты, - стали заложниками железнодорожного грузоперевозчика АО "Укрзализныця", который не способен своевременно и качественно доставлять их грузы.

Положение украинской железнодорожной компании-монополиста, которая перевозит 65% грузов и 50% пассажиров в государстве, лишь ухудшаться. Главная причина катастрофического материально-технического состояния, неэффективное управление, миллиардные коррупционные схемы и отсутствие реальной антикризисной программы действий.

2025 год станет критическим и может считаться "точкой невозврата" для компании

К сожалению, при сохранении нынешней динамики развития и уровня выполнения инвестиционной программы железнодорожного транспорта в Украине, соблюдения существующего плана и стиля управления "Укрзализныцей" - 2025 год станет критическим и может считаться "точкой невозврата" для компании. Если учесть тот факт, что реальное ВВП Украины имеет сильную связь с объемом грузовых перевозок по железной дороге (корреляция более 90%) - это несет угрозу экономической и национальной безопасности Украины.

Это объективная оценка ситуации. Она базируется на результатах глубокого анализа состояния железнодорожной отрасли Украины. Мною, как первым заместителем председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам транспорта, совместно со специалистами и экспертами Украинского института будущего проведения обстоятельное исследование финансового и материально-технического состояния АО "Укрзализныця" с прогнозом перспектив развития компании до 2030 года.

"Укрзализныця" имеет достаточно низкие финансовые результаты по сравнению с показателями европейских стран, а также российского железнодорожного транспорта. Показатель доли EBITDA на одного работника в "Укрзализныци" в более семь раз ниже, чем аналогичный показатель немецкого железнодорожного транспорта, и в более четыре раза ниже российского.

Основные причины имеющегося финансового состояния - неэффективность управления человеческими и материальными ресурсами, неотлаженность бизнес-процессов, низкие тарифы на грузовые перевозки и убыточные пассажирские, которые не позволяют инвестировать в подвижной состав и инфраструктуру. И хуже всего - миллиардные коррупционные схемы. Под влиянием этих факторов государство и бизнес не могут аккумулировать достаточный размер инвестиций и государственных расходов на стратегические и инфраструктурные проекты. Как следствие, производство в стране не будет расти, как и благосостояние населения.

Анализируя результаты исследования подтвержден тот факт, что решения по инвестированию в обновление и модернизацию основных средств с приоритетом сначала на грузовые вагоны, на закупку локомотивов, и по остаточному принципу в инфраструктуру - были ложными. Самым большим вызовом для "Укрзализныци" стал критический износ инфраструктуры. Это будет основным в вопросе жизнеспособности украинского железнодорожного транспорта. Доля путей, которые нуждались в ремонте и модернизации в 2018 году составляет около 40%. Однако в случае невыполнения плановых работ в 2025 году этот показатель возрастет до 70%. Оборот грузовых вагонов даже с достаточным количеством тяги не повысится при такой высокой изношенности и низкой пропускной способности железнодорожной инфраструктуры.

Ожидается, что в 2018 году, в том числе из-за износа, будет списано около 400 локомотивов

Вторым серьезным вызовом - есть дефицит тяги. Уровень износа парка локомотивов - 87%. Ожидается, что в 2018 году, в том числе из-за износа, будет списано около 400 локомотивов. В то же время инвестиционная программа "Укрзализныци" до 2021 года по обновлению подвижного состава предусматривает закупку 262 локомотивов при реальной потребности уже на 2018 год - 740 единиц. "Укрзализныця" сегодня находится на максимуме тяговых возможностей и даже 30 новых локомотивов General Electric не решат ситуации при таком растущем текущем дефиците тяги (прогнозный дефицит тяги к 2021 году составит более тысячи единиц). Для решения этого вызова необходимо увеличить объем инвестиций, закупку новых локомотивов, минимизировать импорт, повысить локализацию национального производства тяги.

Степень износа железнодорожной инфраструктуры и рост дефицита тяги может привести к потерям в размере $30 млрд - недополученного ВВП Украины в период до 2030 года

Анализ исследования показывает, если останется такой уровень изношенности железнодорожной инфраструктуры и рост дефицита тяги, это может привести к потерям в размере $30 млрд - недополученного ВВП Украины в период до 2030 года. Если учесть еще и дефицит грузовых вагонов, то "Укрзализныця" окажется не готова к росту ни добывающей и перерабатывающей промышленности, ни строительной и аграрной отраслей.

"Укрзализныця" может стать или тормозом, или локомотивом модернизации Украины. Во всем мире мультипликатор инвестиций в железнодорожный транспорт один из самых высоких: инвестируя в проект $1, можно получить $3,5-5 в виде роста ВВП страны. Именно поэтому железнодорожный транспорт остается одним из самых выгодных инвестиционных проектов государства с точки зрения макроэкономического эффекта. Иными словами, не инвестируя в железную дорогу теперь, мы теряем возможности нормального и стабильного развития Украины в перспективе.

Железнодорожный транспорт остается одним из самых выгодных инвестиционных проектов государства с точки зрения макроэкономического эффекта

Большинство проблем в "Укрзализныце" можно решить при условии принятия реальной (а не очередной, оторванной от реалий "стратегии") программы антикризисных мер для компании и ее поддержки со стороны государства, а также эффективного управления. Международные финансовые учреждения в партнерстве с правительством Украины будут готовы инвестировать в модернизацию "Укрзализныци", но при условии устранения коррупционных схем, по которым эти средства будут разворовывать. Только одним реформированием процесса закупок в компании можно достичь экономического эффекта - снижение расходов более чем на $200 млн ежегодно!

Поэтому обращаюсь к Вам с просьбой как можно быстрее дать поручение разработать и утвердить антикризисный план развития "Укрзализныци" с участием специалистов, разработать реальную и профессиональную программу модернизации компании. А также провести открытый и публичный конкурс для избрания руководителя и всего состава правления компанией с тем, чтобы не допустить кулуарного переназначения нынешнего неэффективного менеджмента, который ничего не сделал для вывода компании из серьезного кризиса.

С уважением,
первый заместитель председателя Комитета ВРУ по вопросам транспорта
Игорь Васюник

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі