Всех водителей надо отправить на переаттестацию
Главное – исключить коррупцию на всех этапах
Аварийность и смертность на украинских дорогах сейчас бьёт все рекорды. Профильные ресурсы пестрят фотографиями из мест ДТП каждый день. За год в таких происшествиях гибнет больше людей, чем в зоне военных действий на Донбассе. Каковы факторы развития этой ситуации и как на них повлиять?
На мой взгляд, у данной проблемы есть множество различных причин. Для простоты, разделю их, как в шутке, на две группы: "дураки" и "дороги". Начну с первой. Украинские водители, к сожалению, очень далеки от идеала. И способствуют этому три основных фактора: отсутствие образования, отсутствие контроля и отсутствие неотвратимости наказания.
Украинские водители далеки от идеала. И способствуют этому три фактора: отсутствие образования, отсутствие контроля и отсутствие неотвратимости наказания
С образованием водителей всё просто: автошколы уже давно превратились в банальных посредников при передаче денег от будущего водителя в руки коррумпированного чиновника в МРЭО (теперь - сервисных центрах МВД, и, с их появлением, ситуация никоим образом не изменилась). Ещё до поступления, будущий ученик покупает медицинскую справку прямо в автошколе, там же и узнаёт цену за "экзамен без проблем". И тогда само обучение в автошколе превращается в фарс. Учатся ездить такие водители – прямо на дорогах, уже получив водительское удостоверение.
Обучение в автошколе превращается в фарс. Учатся ездить такие водители – прямо на дорогах, уже получив водительское удостоверение
Отсутствие контроля. С появлением патрульной полиции, у водителей исчез главный сдерживающий фактор – "гаишник в кустах". Теперь водители вообще не боятся нарушать ПДД, если рядом нет патруля. И даже если он рядом есть, как показывает практика, заниматься "мелкими" нарушениями патрульная полиция не хочет. Вообще, у полиции настолько много задач и настолько мало времени на их выполнение, что её сотрудникам банально не интересно заниматься нарушениями ПДД в принципе. Разумеется, всё вышеперечисленное формирует у водителя ощущение неконтролируемости ситуации на дороге.
Отсутствие неотвратимости наказания. Способов избежать наказания за административные правонарушения, помимо коррупции, довольно много. Например, очень часто сотрудники патрульной полиции составляют административный материал с грубыми ошибками, что даёт возможность аннулировать его в суде. Также отдельного внимания заслуживает тот факт, что вообще все постановления полиции, вынесенные прямо на дороге без составления отдельного протокола, противоречат нескольким законодательным актам Украины, включая Конституцию. Не удивительно, что суды спокойно аннулируют такие постановления в довольно больших объёмах. Естественно, что нарушители давно изучили такие способы избежания наказания и спокойно ими пользуются.
Нарушители давно изучили такие способы избежания наказания и спокойно ими пользуются
Говоря о "дураках", нельзя не упомянуть, что пешеходы-нарушители – огромная проблема украинских дорог, а также фактор, прямо влияющий на статистику аварийности и смертности. Едва ли не самая частая причина ДТП с участием пешехода – нарушение им самим ПДД. Его невнимательность, неграмотность и, зачастую, откровенная глупость. И вот до них полиции точно нет дела: ввиду низких штрафов и сложности процесса привлечения пешеходов к административной ответственности, патрульная полиция откровенно игнорирует нарушения с их стороны.
Пешеходы-нарушители – огромная проблема украинских дорог
Дороги. Больше 80% украинских дорог находятся в аварийном или близком к нему состоянии. Совсем недавно в СМИ была анонсирована инициатива правительства по выделению 300 млрд грн на ремонт и постройку автомобильных дорог в течение пяти ближайших лет. Разумеется, граждане восприняли такую новость с должным уровнем скепсиса, но лично меня не покидает надежда, что ситуация, всё же, изменится в лучшую сторону. Однако, коснутся эти изменения только междугородних отрезков. Городские же дороги – проблема исключительно муниципальная.
Так что же делать? Дороги и организацию дорожного движения я в этот раз не затрону, но расскажу об остальном.
На дороги нельзя выпускать неподготовленных, необученных водителей
Образование – фундаментально важный фактор. На дороги нельзя выпускать неподготовленных, необученных водителей. От этого зависят жизни и судьбы. За деятельностью автошкол и сервисных центров МВД нужен очень жёсткий контроль. Государству нужно признать существование коррупции при получении водительского удостоверения во всеобъемлющих масштабах, за все годы независимости Украины, и просто отправить всех водителей страны (не шучу) на переаттестацию в условиях, исключающих коррупцию. Кардинально пересмотреть процедуру такой аттестации и круг лиц, имеющих право принятия решения о результате экзамена. Более того, было бы неплохо сделать такое тестирование регулярным. Например, раз в два года, вместе с техосмотром автомобиля и медкомиссией (их тоже надо вводить), отправлять водителей и на экзамен по ПДД. Да, это – радикальная мера, но сейчас она просто необходима, если мы хотим качественных позитивных изменений в статистике аварийности и смертности на дорогах. Главное – исключить коррупцию на всех этапах этого процесса.
С пешеходами сложнее: тут нужна системная общественная и образовательная, просветительская работа, начиная с детских садов, школ и заканчивая, например, обязательными курсами на предприятиях, с определёнными поощрениями и бонусами за высокую успеваемость. Знание ПДД и основ безопасности пешеходами должно стать обыденностью и частью образа жизни, а не редким исключением.
Знание ПДД и основ безопасности пешеходами должно стать обыденностью и частью образа жизни, а не редким исключением
Контроль. Надеяться на нынешнюю патрульную полицию, как на контролирующий дорожное движение орган – бесполезно. Функции, относящиеся к контролю за дорожным движением, нужно возложить на отдельный орган: либо создать государственную дорожную полицию, либо возложить эти обязанности на муниципалитеты. Последнее, кстати, может быть более эффективно.
Автоматическая фиксация нарушений ПДД – просто обязательная мера для нашей страны. Да, те самые "письма счастья", которые очень не любят активисты и правозащитники. Обеспечить законность её функционирования – обязанность законодательной власти. Абсолютно законная автофиксация (при невозможности как-либо избежать наказания) способна существенно повлиять на безопасность дорожного движения.
Автоматическая фиксация нарушений ПДД – просто обязательная мера для нашей страны
Неизбежность наказания. Сложный и объёмный вопрос. Как я писал ранее, способов избежать ответственности за нарушение ПДД довольно много. Придётся просто системно работать с каждым из них: повышать компетентность сотрудников патрульной полиции, пересмотреть процедуру составления административного материала, обеспечить контролирующий орган техникой, которая способна предоставить законные доказательства нарушения. Это – самые популярные "лазейки", и их вполне реально закрыть.
Изменить ситуацию к лучшему – реально! Перечисленные мной методы могут быть болезненными, но эффект от них может превзойти все ожидания и, главное, спасти жизни и здоровье наших сограждан.
Алексей Задорожный, для Gazeta.ua