Американцы готовы покупать украинские самолеты
Ан-74 не имеет конкурентов
Американская компания готова покупать в Украине транспортно-грузовые самолеты Ан-74 и даже сертифицировать их на американском рынке. Однако для этого главные участники этого проекта - Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) и американская Oriole Capital Group должны еще хорошо поработать, включительно с надеждами на то, что украинское правительство также не будет стоять в стороне и поможет. Но вовсе не деньгами.
Oriole Capital Group и ХГАПП, входящей в состав ГК "Укроборонпром", 11 мая подписали контракт, предусматривающий долгосрочное сотрудничество - на 25 лет - с целью возрождения производства и продажи самолетов Ан-74 и Ан-140 различных модификаций, а также других летательных аппаратов, запчастей и услуг, производимых или предлагающихся Харьковским авиационным заводом. В качестве стартового пакета американская компания заказала у ХГАПП шесть самолетов Ан-74. Дальнейшее опцион - значительно больше.
Американская компания подписала контракт о сотрудничестве с Харьковским авиационным предприятием на 25 лет
Учитывая то, что с 2014 года Харьковское предприятие находится в процедуре банкротства и не имеет собственных оборотных средств, то для реанимации серийного производства и поставок самолетов Oriole Capital Group со своей стороны обеспечить финансирование в объеме $150 млн. Также американская компания обязуется поставлять отдельные узлы и агрегаты для изготовления самолетов.
Однако есть одно "но". Необходимое условие для выделения средств под этот проект - предоставление государственных гарантий от правительства Украины. Эта процедура обычно достаточно сложная, требует много времени и имеет бюрократический характер. Как будет на этот раз - в значительной степени будет зависеть от активности и позиции как руководства правительства, так и главных участников - Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли.
Необходимое условие для выделения средств - предоставление государственных гарантий от правительства Украины. Эта процедура обычно достаточно сложная, требует много времени и имеет бюрократический характер
Американская компания рассматривает работу с Украиной через три плановые этапы.
Первый - начать производство самолета Ан-74 в том виде, в котором он был разработан, без каких-либо изменений, и предлагать существующим клиентам, которые являются партнерами Oriole Capital Group.
Второй этап заключается в модернизации самолета, авионики. Ведь предприятие "Мотор-Сич" имеет гораздо более современный двигатель, чем Д-36, который ныне установлен на Ан-74. Двигатель Д-436 является более скоростным, дешевым и экономичным.
Третий этап - выбрать в то время модернизированные самолеты и получить сертификат FAA для того, чтобы самолет мог быть представлен на американских и европейских рынках.
Представители американской компании утверждают: "На сегодня в США не производят ни одного самолета этого класса. И это, безусловно, имеет для нас большое значение. Он не имеет конкурентов. Задачи для этого самолета в конечном счете будут определять сами заказчики.
В США не производят ни одного самолета этого класса. Ан-74 не имеет конкурентов
Ан-74 замечательный грузовой самолет. Фактически, он может одновременно перевозить и пассажиров, и грузы. Возможность использования различных комбинаций делает его еще более интересным и гибким. Но в первую очередь это - грузовой самолет. Благодаря его эффективности и факту, что он имеет короткий взлет и посадку, может работать в экстремальных температурах, а потому будет привлекательным для стран, имеющих специфические требования связанные с климатом. Однако для использования в США этот самолет должен сначала получить сертификат FAA. В Штатах и Европе существует большой рынок для Ан-74, но процесс получения соответствующего сертификата займет несколько лет".
Финансово оплатить весь процесс сертификации самолета Ан-74 в модернизированном виде собирается именно Oriole Capital Group. "Это большая, очень дорогая инвестиция. Но как только вы пройдете этот путь, перед вами откроется один из крупнейших мировых рынков", - так ответили в этой компании на вопрос Defense Express о сертифицированном будущем обновленного Ан-74.
Оплатить весь процесс сертификации самолета Ан-74 в модернизированном виде собирается Oriole Capital Group
В "Укроборонпроме", где уже длительное время пытаются вывести из пике Харьковское авиационное предприятие, к подписанному контракту с Oriole Capital относятся сдержанно оптимистично. Вот их комментарий: "Реализация договоренностей может стать одним из путей сохранения предприятия, восстановления его производственной деятельности и улучшения финансового состояния. При этом учитывается, что любое отчуждение активов предприятия запрещено законом и невозможно. Ключевыми элементами этого стратегического партнерства усматривается модернизация имеющегося производства, полное вовлечение всех работников предприятия, а также программа по модернизации самолетов и авионики, которая будет способствовать повышению уникальных эксплуатационных возможностей самолета Ан-74. Считаем, что данный проект является крайне важным для ХГАПП, которое с 2015 года находится в судебном процессе распоряжения имуществом должника с общей суммой долга более 3 млрд грн".
Американцы утверждают, что на этом проекте в работе с Украиной они останавливаться не собираются. Однако, важно, чтобы первый "стартап" для обеих сторон оказался удачным. А здесь только практика - критерий истины.