Коронавирус убивает армии
10 последствий новой угрозы
Вполне понятно, что коронавирус существенно повлияет на возможности вооруженных сил и оборонно-промышленных комплексов разных стран. Какие предварительные выводы можно сделать?
1. Пандемия снижает боеспособность армий.
Средний возраст военных такой, что относит их к категории с самым низким риском смертности. Но болезнь марширует по казармам, авианосцам и боевым частям. Военные коллективы чуть ли не идеально подходят для распространения вируса. Потому что они действуют сосредоточенно. А когда болеет один член экипажа, непригодной для боя становится вся система вооружений.
Заболевания американцев на базе США в Южной Корее заставило Пентагон задуматься о способности всего своего контингента в этой стране выполнять миссию сдерживания. Не спасают от болезни и воинские звания. Есть больные среди руководства высоких рангов в США и Европе. Вывод из строя высшего военного руководства, требование изоляции контактирующих лиц существенно ухудшает управляемость армий, видов и родов вооруженных сил.
Военные коллективы чуть ли не идеально подходят для распространения вируса
Не думаю, что Украина будет исключением. Подготовка и выполнение задач бригадами ВС Украины в зоне операции Объединенных сил на каждом этапе своей деятельности так же несет риски воздействия вируса. Необходимость карантина относительно всех контактирующих с теми, кто заболел, увеличит пробелы в боевых порядках в геометрической прогрессии.
При таких условиях способность войск выполнять свои задачи снижается. Независимо от того, о ком идет речь: о авианосце "Теодор Рузвельт" с больными на борту или экипаже танка Т-64.
2. Отменяются мероприятия международного сотрудничества.
Пандемия повлияла на отмену ряда международных многосторонних и двусторонних учений. Уменьшение масштабов и активности военных учений рассматривается как один из способов замедления распространения инфекции. Подразделения и армии, которые не тренируются и не учатся, становятся слабее. Поэтому командирам еще предстоит поломать голову над тем, как смягчить влияние пандемии на обучение и общую готовность войск.
Пандемия повлияла на отмену ряда международных многосторонних и двусторонних учений
3. Пандемия повлияет на структуру армий.
Можно ожидать, что в армиях повысится роль медицинских служб. Изменятся требования к количеству и оснащению полевых госпиталей. Возрастет приоритетность войск РХБ защиты - это части, которые способны минимизировать влияние ядерного, химического или бактериологического оружия врага на армии, а при необходимости - и на население. Органы медицинской и РХБ-разведки и планирования должны быть обеспечены необходимыми ресурсами и иметь соответствующие навыки.
4. Пандемия подтолкнула армии к выполнению полицейских функций.
Армии незаметно стали важным актером во внутриполитической жизни. Армия, пожалуй, все чаще и шире будет "подпирать" полицию в течение каких-то общенациональных кризисов. Что потребует обновления правовой базы для минимизации рисков для демократических прав и свобод граждан в период пандемии. Вместе с тем, широкое привлечение армейских подразделений к полицейским или спасательно-карантинным функциям может ослабить базовый функционал вооруженных сил.
Армия, пожалуй, все чаще и шире будет "подпирать" полицию
5. COVID-19 заставит трансформировать системы управления государств для противодействия угрозам.
В США в операции, когда "масштабы, сложность или другие факторы требуют возможностей служб менее двух военных ведомств" создаются соответствующие командные или управленческие структуры "под задачу".
Для Украины это, к сожалению, уже запоздалая теория.
В Украине вопрос координации работы различных министерств и ведомств в противодействии масшатбним угрозам должны были прописать в так называемом Плане обороны. Этот новый документ оборонного планирования еще разрабатывается. Поэтому кооординации и центра принятия решений нет. Минздрава для этого мало. МОУ, МЧС, Нацгвардии и Минздраву придется учиться на ходу.
6. Увеличится значение мобилизационных ресурсов и стратегических запасов.
В период карантина ограничили контакты не только люди, но и государства. Контроль на границах стал жестче. Возросло внимание к средствам, которые гарантируют безопасность и стабильность в государстве - от защитных масок к продовольствию, а также к минимизации влияния пандемии на логистические и снабженческие сети. Это касается как гражданских потребителей, так и потребностей вооруженных сил.
Можно ожидать, что страны начнут наращивать стратегические запасы и мобилизационные резервы, будут проводить мероприятия по подготовке национальных экономик к работе в условиях так называемого мобилизационного периода. Это особенно актуально для стран, которые имеют угрозу внешней агрессии.
7. Изменение подходов к расходам на оборону.
Расходы на нужды обороны в ближайшие годы в ведущих странах Европы могут уменьшиться
Расходы на нужды обороны в ближайшие годы в ведущих странах Европы могут уменьшиться. Финансирование экстренных мер борьбы с вирусом усиливает давление на экономики этих государств. В зависимости от того, сколько времени вирус будет продолжать разорять Европу, восстановление может занять годы, а не месяцы. Поэтому политики Европы будут поднимать на щит скорее гражданские, а не военные проекты как таковые, которые будут двигателями нового восстановления после освоения пандемии.
На фоне паники от коронавируса для Европы угроза военного вмешательства России отошла на второй план, а сама Москва использует эту ситуацию (как пример - "гуманитарные конвои" армии РФ в Италии), чтобы ослабить или вообще снять с себя санкции.
8. В оборонной промышленности начнет доминировать ставка на собственные возможности.
Экономическое влияние пандемии скажется и на оборонной промышленности. Необходимость карантинных мероприятий влечет отставание программ в производстве уже заказанных образцов новых вооружений и разработке новых в США и Европе. Похожие вызовы стоят и перед Украиной и ее оборонной промышленностью. По определенным направлениям выполнения государственного оборонного заказа отечественными предприятиями в интересах Вооруженных сил будет затруднено. Также вопрос о реальных объемах финансирования ГОЗ-2020.
Не исключено, что в рамках секвестра бюджета страны могут быть сокращены расходы и на отдельные проекты оборонного значения, чтобы там не обещал новый премьер-министр Украины.
С другой стороны, пример Америки, где $ 2,2 трлн, что будут дополнительно влитые в экономику США, определенная сумма предназначена непосредственно для поддержки оборонно-промышленных проектов. Заявлено, что будут упрощены процедуры взаимодействия между Пентагоном и производством в создании и закупки военной техники и вооружения. Потому что каждый доллар должен найти своего американского производителя. Однако, в отличие от США, мы доллары не печатает.
Ослабление армий или военных контингентов под давлением пандемии может стать триггером для роста военной угрозы или террористических проявлений
В мире в целом также будет приобретать силу новый изоляционистский оборонно-промышленный тренд. Страны будут направлять средства именно на собственные предприятия и национальные проекты. В противовес многосторонним военно-техническим инициативам, большинство из которых окажется в замороженном состоянии.
9. Опасностей и рисков станет больше.
Ослабление армий или военных контингентов под давлением пандемии может стать триггером для роста военной угрозы или террористических проявлений. Потому что в региональных игроков может возникнуть соблазн воспользоваться уязвимостью своего врага. Пандемия и ее последствия могут рассматриваться как "окно возможностей".
Например, нельзя исключать, что этим не воспользуется Северная Корея, Иран или Россия. Особая тема - поведение повстанческих групп и террористических ячеек. Из-за своей асимметричной природы эти боевые организации, в отличие от государственных актеров, не имеют никакого бремени ответственности или ограничивающих факторов из-за пандемии. Скорее наоборот: чем хуже - тем лучше. Итак, мир под влиянием коронавируса стал более шатким. "Черных лебедей" - то есть неожиданных событий - будет больше.
Мир под влиянием коронавируса стал более шатким. "Черных лебедей" - то есть неожиданных событий - будет больше
10. Можно устоять перед вирусом, но заразиться дезинформацией.
С распространением COVID-19 люди сидят по домам. И являются заложниками интернета и соцсетей. Включая потребление фальшивых новостей. Благодаря соцмедиа и интернета влияние на сознание людей в период кризисов и пандемии приобретает силу оружия массового поражения. Это усиливает риск целенаправленного насилия против определенных категорий граждан. Или даже настройки одних государств против других.
В качестве примера, США и Китай уже начали обвинять друг друга в том, с кого именно и почему началась пандемия. И что, мол, появление коронавируса - это дело не природы, а специально подготовленный штамм. К обвинению США также включилась и фейковая машина России. Итак, теория заговоров будет набирать обороты. Так было и раньше - когда речь шла о холере или чуме, затем - о СПИДе, теперь - о коронавирусе.
Можно устоять перед вирусом, но заразиться дезинформацией
Это очень удобное время для расшатывания стабильности. Распространение паники и недоверия существенно разъединит потенциал и способность государств проводить мероприятия обороны.
Итак, новый COVID-19 показывает, что войны, к которым мы готовились, есть другими, чем те, что ожидали. Новая реальность заставляет нас быстро учиться и исправлять ошибки. Потому возвращение к привычному положению вещей уже не будет.
Комментарии