Бетон или асфальт. Украине нужны дороги со сроком эксплуатации 20-25 лет

В Украинском институте будущего провели расчеты, которые показали, что бетонные дороги благодаря своей устойчивости к разрушениям и значительно меньшим затратам на их содержание выходят дешевле на 40% чем асфальтовые дороги

Правительство при поддержке парламента объявило бой бездорожью. Для этого парламент принял закон, которым предусмотрено создание государственного Дорожного фонда и определены источники его наполнения для развития автодорог. Вместе с тем в правительстве сейчас нарабатывается новая "Государственная программа развития автомобильных дорог на 2018-2022 годы".

Очевидно, что финансирование на развитие дорожной инфраструктуры будет только расти. Прогнозируется, что 2018 на проведение дорожных работ поступит около 40 млрд грн, 2019 - более 51 млрд грн, в 2020 году - 69,8 млрд грн. Насколько эффективно будут использованы эти средства - напрямую зависит развитие экономики и рост ВВП Украины.

14 ноября в комитете Верховной Рады Украины по вопросам транспорта состоялся круглый стол, на котором эксперты по инфраструктурным вопросам задали важный вопрос: "Почему Украина не строит дорог с гарантийным сроком 20-25 лет так как в странах ЕС?".

В частности, дискуссия касалась преимуществ и недостатков строительства цементобетонных дорог в сравнении с асфальтобетонными. Нужны ли Украине автомагистрали с цементобетонным покрытием - об этом коротко из обсуждения участников круглого стола.

40% и больше дорог в странах ЕС – из цементобетонна

Автомагистрали с цементобетонным покритием очень распространены в країнах Європейського Союзу. Больше всего их в Германии - 42%, меньше во Франции и Великобритании - по 10%. Но и эти проценты существенно возрастут, поскольку 60-70% новых дорог, которые сегодня проектируют в странах ЕС, именно из цементобетонна. В США доля бетонных дорог - более 50%.

В Украине только 1% бетонных дорог, остальные - с асфальтобетонным покрытием.

Гарантийный срок эксплуатации дорог: 20 или 5 лет без ремонта?

Нередки случаи, когда вновь построенные или отремонтированные асфальтобетонные автодороги через год начинают разрушаться и покрываются "колеями" под давлением крупногабаритного транспорта. В Украине практически нет асфальтовых дорог, которые продержались бы свой максимальный гарантийный срок эксплуатации. До пяти лет - и мы начинаем по-новому латать-ремонтировать.

При проектировании дорог должны учитываться факторы, которые "укорачивают жизнь" нашим дорогам - это интенсивность движения, нагрузки и климатические условия. Если это регион с повышенной температурой, то мы понимаем, что асфальтированная дорога нагревается быстрее (асфальтобетон аккумулирует до 96% солнечной энергии). А если по этой дороге еще и интенсивное движение крупногабаритного транспорта да еще и перегруженного (как это в Украине) - то для такой асфальтовой дороги это разрушающее воздействие в четвертой степени. Вот и получается, что вместо десяти лет эксплуатации такой дороги мы начинаем ее ремонтировать уже через год. И один лишь весовой контроль грузового транспорта не способен исправить эту ситуацию.

Понятно, что для дорог в регионах с повышенной температурой и большими нагрузками должны выбирать покрытие повышенной прочности.

Поэтому и встал вопрос: почему Украина не распространить практику строительства цементобетонных дорог в качестве альтернативы асфальтобетонным дорогам? Ведь это экономически выгоднее и такие дороги минимум 20 лет не потребуют ремонта. Почему-то же взлетно-посадочные полосы в аэропортах - это цементобетонное покрытий, а не асфальт. Почему? Ответ в сравнении:

Что дешевле: бетонные или асфальтные дороги

В Украинском институте будущего провели расчеты, которые показали, что бетонные дороги благодаря своей устойчивости к разрушениям и значительно меньшим затратам на их содержание выходят дешевле на 40% чем асфальтовые дороги.

Асфальтовые дороги уже на 5 году эксплуатации (в зависимости от категории - загруженности) требуют текущего ремонта, на 10 году - капитального ремонта. Тогда как первый ремонт цементных дорог нужен не раньше, чем после 20 лет эксплуатации, а то и больше.

На сегодняшний день по результатам анализа договоров по выполнению дорожных работ за 2017 год - средний гарантийный срок асфальтобетонных дорог составил 5 лет. При таком наполнении бюджета Дорожного фонда и таком малом сроке эксплуатации дорог - мы никогда не будем иметь полностью отремонтированные дороги. Это будет непрерывный ремонт и резерва для строительства новых дорог не будет. Поэтому, либо Украина очень богатое государство, чтобы так бездумно разбрасываться деньгами, либо нужно увеличивать гарантийный срок эксплуатации наших дорог.

О влиянии на макроэкономические показатели. Интересно, что 56% стоимости материалов на строительство асфальтобетонных дорог - составляет битум, который импортируется в Украину. Если, к примеру, посчитать общий объем бюджета Дорожного фонда в размере 69,8 млрд грн, то 17,4 млрд грн тратиться на импортируемый битум и работают на экономику других государств.

В свою очередь, для строительства цементобетонных дорог используется отечественное сырье. От этого цементобетонные дороги не только дешевле, но и "патриотичней" - благодаря использованию собственного сырья, увеличению количества рабочих мест, меньшим расходам на содержание и как результат имеем положительное влияние на макроэкономику.

По подсчетам все того же Украинского института будущего:

Безопасность и комфорт на цементобетонных дорогах

Цементобетонные дороги светлее чем асфальтные и лучше отражают свет ночью. Это дает дополнительную безопасность и соответственно - меньше аварий.

Цементобетонные дороги имеют лучшее сцепление з автомобильными шинами и тормозной путь получается короче, чем на асфальтобетонном покрытии.

Единственным условным "минусом" цементобетонных дорог является длительное время обустройства покрытия. Если по асфальтным дорогам можно сразу ехать после покрытия, то цементобетонное покрытие должно определенное время выстояться. Но если учесть, что такие дороги будут служить по 20-25 лет без ремонтов - это скорее технологические особенности чем недостатки.

Кроме того уровень шума на цементобетонных может быть немного выше. Хотя этот недостаток уже тоже убирают при помощи нанесения специального "узора" во время строительства бетонки.

Кроме того, благодаря применению новых технологий уже давно строят бетонки без специфических, как раньше, деформационных швов на поверхности и менее шумные. Более того, есть технологии укладки цементобетонного покрытия поверх разрушенных асфальтобетонных дорог и такие дороги будут служить еще 20 лет.

И как итог круглого стола. Украинцы должны ездить на лучших и более долговечных дорогах. Как альтернатива асфальтовым в Украине должны строиться бетонные дороги. В первую очередь речь идет о дорогах с повышенной интенсивностью и нагрузками: военного назначения, подъезды к аэропортам и морским портам, ТЭЦ, логистическим центрам, элеваторам, объездные дороги крупных населенных пунктов, дороги к отдельным промышленным предприятиям деревообрабатывающей отрасли, маршруты движения контейнеров и зерновозов и тому подобное. При разработке проектной документации для таких дорог проектант должен обязательного проводить технико-экономическое сравнение жестких и нежестких конструкций и если это дорога с повышенной интенсивностью и нагрузками - обеспечить повышенную прочность конструкций.

На сегодняшний день нет ни технологических проблем, ни проблем с ресурсами, чтобы мы начали строить дороги повышенной прочности со сроком эксплуатации 20-25 лет. Это позволит эффективно использовать средства на строительство дорог, а экономике Украины - скорее развиваться.

Предоставленые во время обсуждения участниками круглого стола экономические расчеты и рекомендации, мы вышлем в Министерство инфраструктуры Украины и чтобы их учли при наработке "Государственной программы развития автомобильных дорог на 2018-2022 годы".

Отдельное спасибо участникам круглого стола за дискуссию и предоставленную информацию: директору инфраструктурных программ Украинского института будущего Владимиру Шульмейстеру, председателю Ассоциации "Укрцемент" Павлу Качуру, директору Департамента стратегического развития дорожного рынке и автомобильных перевозок Мининфраструктуры Виктору Сасину, заместителю директора по научной работе ГП "ГосдорНИИ" Артему Безуглому, заведующему кафедрой аэропортов НТУ, профессору Игорю Гамеляку, заместителю председателя ПАО ГАК "Автомобильные дороги Украины", кандидату технических наук Олегу Островерхому и другим.

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі