Семь оттенков серого. Печальные итоги работы НАБУ
Год работы НАБУ - серьёзный повод разобраться в том, почему за это время Украина оказалась наиболее коррумпированным государством Европы и одновременно страной, наименее активно на практике борющейся с коррупцией
Эти результаты исследования, недавно обнародованные международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International, заставляют усомниться в правомерности отчета о больших успехах в работе Антикоррупционного бюро и Специальной актикоррупционной прокуратуры. Внушительный список этих успехов на совместном брифинге представили на днях руководители ведомств Артём Сытник и Назар Холодницкий. Повод для рапорта о победах был выбран подходящий - 9 декабря отмечался Международный день борьбы с коррупцией.
Однако вместо таких победных рапортов давно назрела необходимость устроить основательный "разбор антикоррупционных полётов". Поскольку пошёл четвёртый год после начала Евромайдана, а одно из его основных требований о результативной борьбе против коррупции так и остаётся не выполненным. Несмотря на то, что второй год работает созданный по настоянию и при поддержке Запада главный орган по борьбе с коррупцией - Национальное антикоррупцинное бюро (первые дела в Единый реестр досудебных расследований были внесены детективами НАБУ 4 декабря прошлого года). С сотнями детективов в штате.
За это время в работе агентства проявились крупные системные ошибки. В результате за год работы НАБУ имеем обусловленный ими крайне невысокий (а местами и прямо отрицательный) результат работы. Однако предметного разговора ни об этих ошибках, ни о настоящих причинах своей неэффективной работы руководство НАБУ не инициировало. Предпочитая постоянно рассказывать обществу через СМИ о том, что борьбу с коррупцией ведомство ведёт успешно…
Однако можно говорить о крайне низкой эффективности работы НАБУ за год:
ни одного посаженного крупного коррупционера;
всего 44 обвинительных акта (при этом персоны и суммы - незначительны), направленных в суд;
лишь 100 миллионов гривен, возвращенных в бюджет.
Первая ошибка - отсутствие системности в работе агентства. Имея на старте все необходимые условия для успешной борьбы с коррупцией (возможность укомплектовать штат опытными профессионалами, большая численность сотрудников, высокие зарплаты, полмиллиарда в бюджете на потребности НАБУ и т.д.) руководство агентства не смогло создать действительно профессиональную и качественно работающую структуру по борьбе с коррупцией.
С первой связана вторая системная ошибка - непрофессионализм в работе и руководства агентства, и рядовых детективов. Этим объясняется крайне незначительное число переданных в суд уголовных дел. С одной стороны - 44 таких дела. С другой - год работы НАБУ, более 700 человек в штате агентства, потраченные за год полмиллиарда гривен из госбюджета и внушительные суммы западной помощи.
В-третьих , следствие первых двух провалов в организации работы НАБУ: агентство не нашло своей чёткой ниши в системе правоохранительных органов. Вместо сотрудничества и работы на общий результат спустя год работы НАБУ имеем полномасштабную борьбу как с конкурентами и постоянные конфликты ведомства с коллегами - с Генеральной прокуратурой, САП и НАЗК.
Далее - политизация работы бюро. Изначально Запад ставил перед Украиной задачу создать Антикоррупционное бюро как независимую от политических влияний структуру, объединяющую крепких профессионалов. Однако вместо этого агентство возглавили и соответствующим образом организовали его работу люди, входящие в орбиту влияния Михеила Саакашвили. Наиболее очевидно влияние бывшего главы Одесской областной госадминистрации на работу Антикоррупционного бюро прослеживается через первого зама директора НАБУ Гизо Углаву. Он - член команды Саакашвили еще со времен президентства последнего в Грузии. По информации ряда СМИ, и директор бюро Сытник также ориентируется на Саакашвили и свои политические перспективы связывает с членством в его партии.
Еще одно проявление этой прорехи в работе НАБУ - скандал с расследованием покупки элитных квартир политическими партнерами Саакашвили и самого Сытника, народными депутатами из группы "Еврооптимисты" Сергеем Лещенко и Светланой Залищук. В частности, отказ директора бюро Сытника выполнить прямое требование действующего законодательства (и главы САП Холодницкого) и внести в Единый реестр досудебных расследований дело о покупке квартиры Сергеем Лещенко.
Именно эта политизация работы бюро привела к пятой крупнейшей системной ошибке - агентство было использовано Михеилом Саакашвили для срыва приватизации одного из крупнейших государственных предприятий, Одесского припортового завода. В итоге бюджет страны потерял более 13 миллиардов гривен. А имиджевая привлекательность страны в целом одним ударом отправлена в нокдаун: какой инвестор будет доверять стране, в которой конкурсы срывает государственный антикоррупционный орган?
В-шестых , снова-таки политизация работы НАБУ сделала возможным втянуть агентство в международную геополитическую аферу. Когда с подачи депутата Лещенко агентство вмешалось в президентскую избирательную кампанию в США. И открыто поддержало Хиллари Клинтон, обнародовав компромат из "чёрной бухгалтерии" Партии регионов на главу предвыборного штаба ее конкурента Трампа Пола Манафорта. "Зеркало недели" убедительно доказывает: обнародованные Лещенко якобы записи "черной книги" о Манафорте депутат мог получить только от НАБУ/ В итоге Украина получила целый комплекс больших проблем во взаимоотношениях с администрацией нового президента Соединенных Штатов.
И, наконец, в-седьмых. Все перечисленные (а также не названные в этом материале) серьёзные недочёты в деятельности НАБУ страны никак не исправляются. А общество впадает во фрустрацию. И уже разочаровалось в НАБУ, на которое возлагались большие ожидания в осуществлении антикоррупционной реформы. По данным недавнего соцопроса Центра Разумкова, менее одного процента украинцев считают ее успешной. При этом почти 55% респондентов уверены, что антикоррупционная реформа провалилась.
А ведь успех в ее проведении зависит, в первую очередь, от НАБУ. Поэтому пока не поздно, необходима "перестройка на марше", переформатирование работы Антикоррупционного бюро. Потому что запрос на эффективную борьбу с коррупцией у 99% украинцев, считающих работу антикоррупционеров неудовлетворительной, никуда не пропал. Но с имеющимся руководством агентства и НАБУ в том виде, в котором оно есть сейчас, шансы на его удовлетворение - нулевые.
Оригинал на "ЛІГА.net"