Андрей Миселюк
Директор Института социально-политического проектирования "Диалог"
12.12.2016
429
1

Семь оттенков серого. Печальные итоги работы НАБУ

Год работы НАБУ - серьёзный повод разобраться в том, почему за это время Украина оказалась наиболее коррумпированным государством Европы и одновременно страной, наименее активно на практике борющейся с коррупцией

Эти результаты исследования, недавно обнародованные международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International, заставляют усомниться в правомерности отчета о больших успехах в работе Антикоррупционного бюро и Специальной актикоррупционной прокуратуры. Внушительный список этих успехов на совместном брифинге представили на днях руководители ведомств Артём Сытник и Назар Холодницкий. Повод для рапорта о победах был выбран подходящий - 9 декабря отмечался Международный день борьбы с коррупцией.

Однако вместо таких победных рапортов давно назрела необходимость устроить основательный "разбор антикоррупционных полётов". Поскольку пошёл четвёртый год после начала Евромайдана, а одно из его основных требований о результативной борьбе против коррупции так и остаётся не выполненным. Несмотря на то, что второй год работает созданный по настоянию и при поддержке Запада главный орган по борьбе с коррупцией - Национальное антикоррупцинное бюро (первые дела в Единый реестр досудебных расследований были внесены детективами НАБУ 4 декабря прошлого года). С сотнями детективов в штате.

За это время в работе агентства проявились крупные системные ошибки. В результате за год работы НАБУ имеем обусловленный ими крайне невысокий (а местами и прямо отрицательный) результат работы. Однако предметного разговора ни об этих ошибках, ни о настоящих причинах своей неэффективной работы руководство НАБУ не инициировало. Предпочитая постоянно рассказывать обществу через СМИ о том, что борьбу с коррупцией ведомство ведёт успешно…

Однако можно говорить о крайне низкой эффективности работы НАБУ за год:

ни одного посаженного крупного коррупционера;

всего 44 обвинительных акта (при этом персоны и суммы - незначительны), направленных в суд;

лишь 100 миллионов гривен, возвращенных в бюджет.

Первая ошибка - отсутствие системности в работе агентства. Имея на старте все необходимые условия для успешной борьбы с коррупцией (возможность укомплектовать штат опытными профессионалами, большая численность сотрудников, высокие зарплаты, полмиллиарда в бюджете на потребности НАБУ и т.д.) руководство агентства не смогло создать действительно профессиональную и качественно работающую структуру по борьбе с коррупцией.

С первой связана вторая системная ошибка - непрофессионализм в работе и руководства агентства, и рядовых детективов. Этим объясняется крайне незначительное число переданных в суд уголовных дел. С одной стороны - 44 таких дела. С другой - год работы НАБУ, более 700 человек в штате агентства, потраченные за год полмиллиарда гривен из госбюджета и внушительные суммы западной помощи.

В-третьих , следствие первых двух провалов в организации работы НАБУ: агентство не нашло своей чёткой ниши в системе правоохранительных органов. Вместо сотрудничества и работы на общий результат спустя год работы НАБУ имеем полномасштабную борьбу как с конкурентами и постоянные конфликты ведомства с коллегами - с Генеральной прокуратурой, САП и НАЗК.

Далее - политизация работы бюро. Изначально Запад ставил перед Украиной задачу создать Антикоррупционное бюро как независимую от политических влияний структуру, объединяющую крепких профессионалов. Однако вместо этого агентство возглавили и соответствующим образом организовали его работу люди, входящие в орбиту влияния Михеила Саакашвили. Наиболее очевидно влияние бывшего главы Одесской областной госадминистрации на работу Антикоррупционного бюро прослеживается через первого зама директора НАБУ Гизо Углаву. Он - член команды Саакашвили еще со времен президентства последнего в Грузии. По информации ряда СМИ, и директор бюро Сытник также ориентируется на Саакашвили и свои политические перспективы связывает с членством в его партии.

Еще одно проявление этой прорехи в работе НАБУ - скандал с расследованием покупки элитных квартир политическими партнерами Саакашвили и самого Сытника, народными депутатами из группы "Еврооптимисты" Сергеем Лещенко и Светланой Залищук. В частности, отказ директора бюро Сытника выполнить прямое требование действующего законодательства (и главы САП Холодницкого) и внести в Единый реестр досудебных расследований дело о покупке квартиры Сергеем Лещенко.

Именно эта политизация работы бюро привела к пятой крупнейшей системной ошибке - агентство было использовано Михеилом Саакашвили для срыва приватизации одного из крупнейших государственных предприятий, Одесского припортового завода. В итоге бюджет страны потерял более 13 миллиардов гривен. А имиджевая привлекательность страны в целом одним ударом отправлена в нокдаун: какой инвестор будет доверять стране, в которой конкурсы срывает государственный антикоррупционный орган?

В-шестых , снова-таки политизация работы НАБУ сделала возможным втянуть агентство в международную геополитическую аферу. Когда с подачи депутата Лещенко агентство вмешалось в президентскую избирательную кампанию в США. И открыто поддержало Хиллари Клинтон, обнародовав компромат из "чёрной бухгалтерии" Партии регионов на главу предвыборного штаба ее конкурента Трампа Пола Манафорта. "Зеркало недели" убедительно доказывает: обнародованные Лещенко якобы записи "черной книги" о Манафорте депутат мог получить только от НАБУ/ В итоге Украина получила целый комплекс больших проблем во взаимоотношениях с администрацией нового президента Соединенных Штатов.

И, наконец, в-седьмых. Все перечисленные (а также не названные в этом материале) серьёзные недочёты в деятельности НАБУ страны никак не исправляются. А общество впадает во фрустрацию. И уже разочаровалось в НАБУ, на которое возлагались большие ожидания в осуществлении антикоррупционной реформы. По данным недавнего соцопроса Центра Разумкова, менее одного процента украинцев считают ее успешной. При этом почти 55% респондентов уверены, что антикоррупционная реформа провалилась.

А ведь успех в ее проведении зависит, в первую очередь, от НАБУ. Поэтому пока не поздно, необходима "перестройка на марше", переформатирование работы Антикоррупционного бюро. Потому что запрос на эффективную борьбу с коррупцией у 99% украинцев, считающих работу антикоррупционеров неудовлетворительной, никуда не пропал. Но с имеющимся руководством агентства и НАБУ в том виде, в котором оно есть сейчас, шансы на его удовлетворение - нулевые.

Оригинал на "ЛІГА.net"

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

1

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Наші автори
Максим Кияк Эксперт Совета внешней политики "Украинская призма"
Тарас Чмут Председатель правления "Украинского милитарного центра"
Надежда Романенко Руководитель проекта по дезинфомониторингу Texty.org.ua
Тарас Антипович Писатель, сценарист
Борис Ганицкий Психотерапевт Центра "Форпост HELP"
Погода